Панель розетка для сварочного аппарата
Кузовной цех во дворе: тест советского сварочного аппарата с питанием от бортсети
Автомобильная сварочная приставка АСП-1 производства АвтоВАЗа – экзотический аксессуар и для своего времени, и тем более – для нынешнего. Сварочный аппарат, питающийся напрямую от бортовой сети самого обычного легкового автомобиля – штука весьма редкая и в наши дни не выпускающаяся. Однако в начале 90-х годов такой гаджет мог при желании приобрести любой автолюбитель.
Давненько мы не обновляли экспозицию нашего редакционного музея советских автомобильных ретро-аксессуаров и гаджетов! Новым пополнением, очередной найденной на гаражных чердаках «капсулой времени», стало уникальное устройство – автомобильный сварочный аппарат!
Он представлял собой трехкилограммовую металлическую коробку отчаянно-красной масти с размерами 260х190х110 мм, с двумя мощными болтовыми клеммами для подключения сварочных проводов на передней панели. С помощью этого аппарата допускалось варить электродом с диаметром до 3 миллиметров в режиме «2,5 минуты сварка – 2,5 минуты отдых».
По моде наивной эпохи, когда каждое деревенское сельпо стремилось назвать себя «шопом» и «маркетом», надпись на приборе дублирована на английском. На передней же панели сварочного аппарата красуется крупное слово «АВТОВАЗ» и всем знакомый логотип тольяттинской «ладьи». Однако, разумеется, выпускал это устройство не сам автозавод, а его дочернее предприятие – ПТО ВАЗ, основанное в 1972 году, спустя шесть лет после запуска основного завода в Тольятти. «ПТО» расшифровывалось как «Производство Технологического Оборудования» – это вспомогательное предприятие делало для основного жигулевского конвейера металлообрабатывающие станки, окрасочное и прочее технологическое оборудование, которое поставлялось в том числе и на другие автозаводы СССР.
В эпоху перестройки все госпредприятия были добровольно-принудительно ориентированы на расширение ассортимента в сторону «продукции народного потребления», в рамках чего на ПТО ВАЗ и был рожден автомобильный сварочный аппарат АСП-1 – для граждан и, как сказали бы сейчас, для «микробизнеса» – кооператоров, трудящихся в сфере мелких услуг населению..
Огромный плафон красной лампочки на верхней крышке выглядит как некая кустарная доработка – странно и нелепо… Однако это штатный элемент конструкции, роль которого отражена в инструкции. Он ярко горит, пока электрическая дуга на электроде не зажжена, свидетельствуя о зарядке аккумулятора, и гаснет при начале сварки.
Почему вместо такого здоровенного «фонаря» не использовался светодиод или хотя бы миниатюрная индикаторная лампочка накаливания – непонятно…
На шильдике устройства выбита масса – «5 кг». Однако сам прибор весит около трех кило; пять – это масса со сварочными проводами, электрододержателем и «крокодилом» массы.
Знакомые с электроникой могут подумать, что под крышкой АСП-1 находится импульсный преобразователь-инвертор, как и внутри большинства современных инверторных сварочных аппаратов, работающих от сети 220 вольт… Но не забывайте – это самое начало десятилетия 90-х, когда большинство людей продолжало называть свою страну по привычке СССР, все машины были карбюраторными, а компьютеры встречались только в крупных НИИ… Мощная импульсная техника, а также соответствующие ей мощные силовые транзисторы и диоды редко встречались в то время в бытовых устройствах даже за рубежом – не то что во вчерашнем «совке». Так что все было гораздо проще!
Никаких преобразований напряжения внутри сварочника не происходило – из всей электроники он содержал только два мощных тиристора. Для того чтобы от бортсети легкового автомобиля можно было варить, АСП-1 делал, по сути, всего три простые вещи:
- Поднимал напряжение на генераторе, перехватывая роль штатного реле-регулятора.
- Подключал аккумулятор параллельно генератору, если силы тока не хватало.
- Автоматически переключался на зарядку аккумулятора, как только сварщик отрывал электрод от детали и прекращал работу.
То есть, в сущности, сварочным аппаратом на 90% являлся генератор автомобиля, плюсовой вывод которого напрямую подключался к сварочному электроду. Двигатель машины во время сварки должен был, разумеется, работать, и для обеспечения максимального выходного тока инструкция предписывала крутить коленвал до 2500 оборотов с помощью подсоса или помощника, нажимающего на педаль. А роль АСП-1 была «вспомогательно-коммутационная», если так можно выразиться…
Сварка с помощью АСП-1 достаточно проста. Запускается мотор машины, подсосом выставляются 2500 оборотов двигателя, к свариваемой детали подключается мощная клемма-«крокодил», в рукоятку-держак вставляется электрод, на глаза опускается щиток или маска, и процесс пошел.
Но если вы подумали, что перед этим нужно элементарно подключить питание аппарата «крокодилами» к аккумулятору, то вы серьезно ошиблись! Это – суровый советский жигулевский гаджет, а не современный литий-ионный пусковой бустер-пауэрбанк, с которым справится любая блондинка! Для подключения АСП-1 требовалось серьезное вмешательство в электропроводку под капотом.
Собственно, первый пункт процесса установки требовал закрепить сварочный аппарат стационарно под капотом «классики» или «девятки». Да-да, предполагалось, что сварочник станет постоянным «подкапотным жителем», как карбюратор или бензонасос, ибо электрическое его внедрение в электросистему автомобиля имело ряд особенностей. От генератора нужно было отсоединить силовой плюсовой выходной провод и подключить его к сварочному аппарату. Таким образом, сварочник включался между генератором и батареей. Затем предписывалось отключить от генератора реле-регулятор, роль которого брал на себя сварочный аппарат. Короче говоря, для подключения сварки автовладелец делал добрый десяток коммутаций в электропроводке машины – что-то размыкал, что-то наоборот – соединял перемычками. Все необходимое для этого, включая проводочки, клеммы и всякие кембрики, шло в комплекте поставки сварочного аппарата.
На первый взгляд может показаться, что даже для кратковременного использования собственного автомобиля в качестве сварочной установки требовалась длительная возня под капотом, а потом аналогичная возня в обратном порядке, чтобы вернуть проводку в прежнее состояние, дабы уехать. А вот и нет!
Не секрет, что советские инженеры при разработке товаров народного потребления зачастую по-спартански игнорировали вопросы элементарного комфорта в использовании, но только не в данном случае! В комплекте АСП-1 шла специальная косичка проводки с 8-штырьковым разъемом, которая и подключалась к электропроводке автомобиля. Когда вам надо было варить, вы втыкали в этот разъем штекер от сварочного аппарата, а когда надо было ехать – специальную замыкающую колодку. Колодка представляла собой ответную часть такого же разъема с перемычками в определенном порядке, и, будучи вставленной вместо сварки, полностью восстанавливала заводскую проводку автомобиля в штатном режиме!
Так что же такое АСП-1? Гениальная разработка, незаменимая в ряде экстремальных случаев, или странный выкидыш неповоротливой промышленности эпохи зарождающейся рыночной экономики? Почему подобные гаджеты не производятся сегодня, ведь периодическая необходимость в простой и легкой мобильной сварке там, где нет розетки, у многих по-прежнему возникает?
Будем откровенны: все же такое устройство – типичный продукт «смутного времени», типа кухонного половника из танковой бронестали от Уралвагонзавода. Надежность самого прибора была крайне высокой, но обмотки статоров и хиленькие советские выпрямительные диоды генераторов Жигулей и Москвичей работали со сваркой практически в режиме короткого замыкания, на пределе по току, да еще и с повышенным напряжением! Аккумулятор, который также постоянно включался в сварочный процесс, терял ресурс от больших токов разряда и заряда.
Сварка АСП-1 разрабатывалась и продавалась в эпоху карбюраторных автомобилей с минимумом электроники, и, как ни странно, несколько «опередила свое время», ибо сегодня даже на многих бюджетных машинах стоят генераторы на 120-160 ампер с куда более мощными диодами, которые как раз гораздо лучше подошли бы для использования совместно с электродом и маской… Но на современной насыщенной электроникой машине подобное внедрение в электросистему крайне опасно, а зачастую принципиально неприемлемо, поэтому аналогов АСП-1 в наши дни не выпускают и не продают. «Красная коробочка» перешла в разряд коллекционных курьезов…
Подключение сварочного аппарата
При подключении сварочного аппарата, плюс можно подключить как к электроду, так и к металлу. Зачастую начинающие сварщики пренебрегают или не знают, что такое прямая и обратная полярность, и как её можно использовать.
Сварка постоянным током может осуществляться на обратной и прямой полярности. В первом случае к электроду подводится плюс, а к металлу минус от сварочного аппарата. При сварке на прямой полярности, все, наоборот — к электроду подсоединяется минус, а к металлу плюс.
Как влияет полярность на сварку электродом
Полярность играет большое значение при сварке постоянным током. Используя обратную и прямую полярность, как два абсолютно разных режима сварки, можно избавиться от проблемы, например, с прожиганием тонкостенных заготовок.
При сварке на конце электрода и поверхности металла образуется катодное и анодное пятно. Температура анодного пятна заметно выше, чем катодного, и составляет почти 4000 градусов. Анодное пятно образуется на плюсе, а катодное на минусе.
Таким образом, меняя полярность подключения сварочного аппарата, можно менять режимы сварки. При сварке на прямой полярности наибольшая часть тепла будет приходиться на металл, а не на кончик электрода. Такое обильное тепловыделение поспособствует лучшему провару и углублению корня сварочного шва.
И, наоборот, там, где нужно не прожечь металл, лучше применять сварку на обратной полярности. В таком случае электрододержатель подсоединяется к плюсовой клемме сварочного аппарата. В результате этого, самая большая температура возникнет на конце электрода, а не на металле.
Сварку на обратной полярности также рекомендуется использовать при работе с нержавейкой, высокоуглеродистыми и легированными сталями. В общем, с теми металлами, которые не терпят перегрева.
Следует знать. Что соблюдение полярности при сварке переменным током нет. Полярность можно менять только на сварочных аппаратах постоянного тока.
Основные правила сварки постоянным током
Сварка на прямой и обратной полярности это всего лишь режимы, при использовании которых следует принимать во внимание следующее:
- Сварка с использованием постоянного тока считается наиболее аккуратной среди электродной. При сварке постоянным током металл не так сильно разбрызгивается, сварной шов получается ровный и аккуратный;
- В результате разных температур на катодном и анодном пятне, от выбора полярности будет зависеть количество наплавленного металла.
Какая бы полярность при сварке постоянным током не использовалась, правила остаются прежними. Для получения качественного и надежного сварочного соединения очень важно подготовить металл. На нем не должно быть грязи и следов краски.
Перед свариванием заготовки лучше всего будет зафиксировать струбцинами. Также, очень важно выбрать правильную величину сварочного тока, учитывая толщину свариваемого металла и диаметр используемых электродов.
Ставим точку в вопросах прямой и обратной полярности в сварке
Ставим точку в вопросах прямой и обратной полярности в сварке
Чтобы варить качественно, нужно знать многие тонкости сварки постоянным током. Одна из них, это обратная полярность, когда к электроду подсоединён плюс инвертора, а не минус.
Многие почему-то забывают о том, что ток течёт от плюса к минусу. Да, здесь есть множество противоречий, но следует знать, что ток может перетекать сразу в двух направлениях.
При отрицательном заряде ток течёт от минуса к плюсу, а при положительном заряде, наоборот, от плюса к минусу. Что касается ручной дуговой сварки инвертором, то при подключении электрододержателя к плюсу аппарата, мы получим обратную полярность.
Ставим точку в вопросе прямой и обратной полярности в сварке
Поэтому если вы постоянно путаете, где обратная, а где прямая полярность при сварке инвертором, просто запомните, что ток течёт от плюса к минусу. Таким образом, подсоединив к держаку плюс, сварка будет сильнее разогревать электрод, а не свариваемый металл.
Ну и наоборот, если к электроду подвести минус, а к металлу плюс от инвертора, то мы получим прямую полярность. В таком случае метал, будет нагреваться сильнее, и мы сможем больше углубить корневой шов. На самом деле все очень просто, от плюса к минусу.
Когда нужна обратная, а когда нужна прямая полярность
И здесь, как оказывается всё достаточно просто. Выше я уже упоминал о том, какое значение имеет направление движения тока. Если к электроду подсоединён плюс от инвертора, то мы меньше нагреваем металл. Следовательно, не будет прожогов: в металле не образуются дыры от сварки.
Соответственно использовать обратную полярность инвертора целесообразно в том случае, когда нужно варить тонкий металл, почти что жестянку. Также обратную полярность удобно использовать при сварке тех металлов, которые нельзя сильно перегревать, например, нержавейку.
На обратной полярности происходит большее расплавление присадочного материала, то есть электрода. В таком случае удобно варить тонкий металл прихватками — небольшими точками расплавленного металла.
Ну и практически наоборот получается при использовании прямой полярности в сварке. Когда минус подключён к электрододержателю, а плюс к заготовке, то металл прогревается гораздо сильнее. Вследствие этого он плавится лучше, что дает возможность углублять и проваривать сварное соединение.
Итак, подведём итоги. Больше никакой путаницы, и никаких разногласий. Ток течёт от плюса к минусу, поэтому подключая плюс к электроду или металлу, мы тем самым больше разогреваем металл или же электрод. В случае с подключением к электроду плюса, это обратная полярность. При подключении к электроду минуса, получаем прямую полярность.
Подписывайте на мой канал в Дзен. Оставляйте свои комментарии к статье ниже, делитесь советами и не забывайте благодарить лайком автора.
ТОП 10 сварочных аппаратов для сварки алюминия
В силу своих химических и физических свойств, сварка алюминиевых конструкций ведется иначе, чем сварка стали, нержавейки и других металлов. Чтобы швы получились прочными и ровными, а конструкция из алюминиевых сплавов была надежной, используются специальные технологии. В частности, нередко специалисты применяют аргоновый сварочный аппарат по алюминию. А поскольку сплавы алюминия характеризуются прочностью, небольшим весом и высокой стойкостью к коррозионным явлениям, то сочетание таких качеств сделало возможным использование их во многих отраслях промышленности: самолетостроении, судостроении, автомобильной промышленности и других. Алюминий в чистом виде, без примесей, имеет совсем небольшую прочность и его применение носит несколько иной характер. В изготовлении конструкций он используется редко, только в пищевом и электротехническом производственном циклах, где идет на изготовление форм и упаковок. Сварка алюминия усложняется низкой температурой его плавления, поэтому при работе большая вероятность прожига заготовок.
Фото:https://rozetka.com
Содержание:
Рейтинг лучших сварочных аппаратов для сварки алюминия на 2020 год
Сегодня наши специалисты постарались подобрать самые лучшие модели сварочных аппаратов для сварки алюминия на этот год, опираясь на такие важные характеристики как цена, качество и конечно же надежность. Надеемся, что наша статья окажется полезной для вас, и непосредственно вы сумеете подобрать для себя наиболее привлекательный полуавтомат для сварки алюминия.
Тriton АLUMIG 200 SPULSE SYNERGIC
Фото:https://beru.ru
Сварочный аппарат, который поддерживает MIG и MAG сварку. Благодаря этому обеспечивается качественная сварка алюминия и его сплавов. Возможности аппарата: продувка газом зоны сварки, есть несколько циклов (в начале и в конце). Удобная функция «Burn Back», позволит настроить аппарат на определённое время отжига проволоки. Сварочные аппараты «Тriton АLUMIG 200 SPULSE SYNERGIC» применяются для сварки алюминия и сплавов из него, а также для сваривания нержавеющей стали. Так что если вы еще не знаете, при посредничестве какого аппарата производить сварку для алюминия, то присмотритесь к данной модели.
Сварочный аппарат Тriton АLUMIG 200 SPULSE SYNERGIC
Достоинства:
- надежный
- хороший срок службы
- мощный
Недостатки:
- не обнаружены
Triton ALUTIG 200P AC/DC
Фото:https://beru.ru
Данный аппарат для сварки алюминия имеет удобную функцию MIX/TIG. Благодаря этому можно задействовать особый режим при сварке алюминиевых сплавов, который обеспечит качественный провар металлов при их различной толщине — тиг сварка алюминия. Аппарат для сварки удобен как на стройке, так и в гараже. Сварка алюминия происходит без наплывов. Что очень важно, аппарат Triton ALUTIG 200P AC/DC имеет небольшой расход газа и позволяет производить, в том числе, и точечную сварку алюминия.
Сварочный аппарат ALUTIG 200P AC/DC (TIG, MMA)
Достоинства:
- удобен в использовании
- мощный
- надежный
Недостатки:
- не обнаружены
Аurora РRО INТER TIG 200 АС/DC РULSЕ
Фото:https://beru.ru
Хороший сварочный аппарат для tig сварки алюминия и сплавов. Его особенностью является удалённое управление посредством небольшого пульта. Аппарат можно использовать как для TIG, так и для MMA сварки, причём любыми видами электродов. В целом, сварочные аппараты Аurora РRО INТER TIG 200 АС/DC РULSЕ отличаются своей производительностью и качеством сварки. Из преимуществ, следует выделить не только высокую производительность, но и многофункциональность. Благодаря наличию импульсного режима, инвертор можно применять в качестве сварочного аппарата для нержавейки и алюминия.
Сварочный аппарат Аurora РRО INТER TIG 200 АС/DC РULSЕ
Достоинства:
- управление через пульт
- качественный
- мощный
- многофункциональный
Недостатки:
- цена
RЕАL ТIG 200 P АС/ДС
Фото:https://beru.ru
Особенностью этого сварочного аппарата является возможность варить при низком напряжении в 160 Вольт. Аппарат имеет несколько режимов работы 2Т/4Т для обеспечения качественной импульсной сварки. Поэтому сварочные аппараты RЕАL ТIG 200 P АС/ДС пользуются огромной популярностью. Единственный их недостаток связан с тем, что в режиме работы 2Т нет возможности заварить картер.
Сварочный аппарат PRO TIG 200 P DSP AC/DC (Е201) (TIG, MMA)
Достоинства:
- сварка при низком напряжении
- несколько режимов работы
- популярный бренд
Недостатки:
- отсутствует возможность заварить кратер
ТЕСН TIG 200 Р АСDС (Е101)
Фото:https://beru.ru
Аппарат имеет возможность продувки газом, до и после сварки, а также кратковременную подачу импульсного тока, что в значительно мере облегчает возможность возбуждения сварочной дуги. Из плюсов следует выделить наличие режима импульсной сварки с возможностью регулировать частоту импульса. Также есть уже популярный режим сварки АС/DC с возможностью регулировки нарастания тока по времени. Сварочные аппараты для алюминия нашли широчайшее применение в автомастерских. Из недостатков следует отметить большое количество настроек, так что неподготовленному сварщику можно легко запутаться.
Сварочный аппарат TECH TIG 200 P AC/DC (E101) (TIG, MMA)
Достоинства:
- продувка газом
- режим импульсной сварки
- мощный
- надежный
Недостатки:
- сложности в управлении и настройке
Triton ALUMIG 250Р Dруlsе Synergic 380v
Фото:https://beru.ru
Из имеющихся особенностей данной модели следует выделить наличие особой технологии под названием «Soft Switch», которая защищает данную модель аппарата от перегрева и сильных скачков тока. Также в сварочном аппарате имеется так называемый режим «Горячий Старт». Благодаря этому не требуется предварительный прогрев оборудования для сварки алюминия. Ну а наличие режимов 2Т/4Т с возможностью заварки кратера, существенно облегчают рабочие будни сварщика.
Сварочный аппарат ALUMIG 250P Dpulse Synergic 380v (MIG/MAG)
Достоинства:
- защита от перегрева и скачков тока
- горячий старт
- прост в управлении
- мощный
- надежный
Недостатки:
- не обнаружены
Wert SWI 190 (TIG, MMA)
Фото:https://beru.ru
Wert — одна из лучших фирм сварочных аппаратов. Модель SWI 190 универсальна, работает по TIG и MMA технологии. Мощность прибора небольшая — 3,5 кВт, но и стоит он недорого. Наибольшая токовая сила — 190 А. Благодаря свей компактности и легкости (масса меньше 2,5 кг) аппарат ценится монтажниками, выполняющими высотные работы. Среди полезных опций — хот-старт, защита от залипания электрода, возможность регулировки форсирования дуги.
Сварочный аппарат Wert SWI 190 (TIG, MMA)
Достоинства:
- малый вес
- дешевая модель
- можно регулировать форсирование дуги
Недостатки:
- небольшая мощность
ELITECH АИС 220 Prof (TIG, MMA)
Фото:https://beru.ru
За счет высокого показателя мощности (7,4 кВт) и универсальности модель можно отнести к приборам полупрофессионального уровня. Сварочный аппарат рассчитан на продолжительную безостановочную работу при нормальном и пониженном напряжении. Для удобства управления оборудован цифровым дисплеем с точной настройкой рабочих критериев. Сила тока регулируется от 10 до 220 А. Модель обладает функцией хот-старта, дугового форсирования.
Сварочный аппарат ELITECH АИС 220 Prof (TIG, MMA)
Достоинства:
- горячий старт
- антиприлипание
- форсирование дуги
- точность настройки
Недостатки:
- не обнаружены
Сварог PRO TIG 200 P DSP AC/DC (Е201) (TIG, MMA)
Фото:https://beru.ru
Компактный сварочный аппарат PRO TIG 200 P DSP AC/DC (E201) от фирмы Сварог, построенный по SMT технологии с туннельным обдувом, позволяет выполнять профессиональную TIG-сварку как при постоянном, так и при переменном токе. При этом пользователю доступен режим импульсной сварки TIG Pulse, точечная сварка TIG, режимы 2Т/4Т и ручная дуговая сварка MMA. Современные функции сварог е201 позволяют добиться стабильного зажигания и горения дуги во всем широком диапазоне сварочного тока. Устройство отвечает самым высоким требованиям безопасности и надежности благодаря классу защиты IP21S, улучшенной системе охлаждения и встроенной защите от перегрева.
Сварочный аппарат Сварог PRO TIG 200 P DSP AC/DC (Е201) (TIG, MMA)
Достоинства:
- два типа сварки
- многофункциональность
- импульсный и точечный режим
- удобная ручка
Недостатки:
- тяжелый
- высокая цена
Wester MINI 220T (MMA)
Фото:https://beru.ru
MINI 220T (MMA) марки Wester считается самым маленьким и самым простым в эксплуатации инвертором для сварки алюминия. Силовые показатели устройства — от 30 до 220 А, также имеется приличная мощность — 7 кВт. Аппарат способен долго трудиться без остановок при значительных нагрузках и просадках напряжения. Передняя панель имеет жидкокристаллический дисплей, датчики подключения к энергосети, перегрузку. Есть функции плавной регулировки, горячего старта, антиприлипания, встроенная термозащита. Решетки вентиляции защищены от попадания окалины. Если вы еще не знаете, какой сварочный аппарат лучше, то присмотреть к данной модели.
Сварочный аппарат Wester MINI 220T (MMA)
Достоинства:
- легкость управления
- долгая беспрерывная работа
- устойчивость к нагрузкам и перепадам тока
- встроенная термозащита
Недостатки:
- отсутствует транспортировочная ручка
На этом наша статья про сварочные аппараты для сварки алюминия подходит к своему завершению. Удачных покупок и правильного выбора!