Oncool.ru

Строй журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Розетка фаркопа электрическая avtos

Тянет-потянет: как правильно выбрать и эксплуатировать фаркоп

Дожили — без согласования с электроникой на современные модели автомобилей нынче даже фаркоп не поставишь! В былые времена безопасность, которую обязано было обеспечить тягово-сцепное устройство, называемое в обыденной практике также фаркопом, или прицепным, являлась главным требованием, учитываемым при производстве, монтаже на автомобиль и дальнейшей эксплуатации фаркопа, но сегодня этого уже недостаточно.

Нетрудно представить, что способен натворить оторвавшийся прицеп. Что может сделать электрическая часть прицепа с электронным блоком управления автомобиля, понять уже труднее, но именно безопасностью автомобильной электроники производители объясняют необходимость упомянутого согласования.

Если же поставить фаркоп без согласования, на прицепе не будут работать стоп-сигналы, габаритные огни или указатели поворотов. Более того, они могут перестать работать на самом автомобиле. Стало быть, без согласования никак, в чем не было бы большой беды, если бы не цена вопроса.

Стоимость фаркопов для автомобилей, выпускавшихся ранее, розетка со жгутом проводов, с помощью которых она подключалась к разъемам задних фонарей, увеличивает на 150-200 тыс. рублей.

Блок согласования, без которого не обойдешься в случае установки фаркопа на современную модель автомобиля, «потянет» на 1,2-1,5 млн. Это означает, что вклад электрооборудования в общую стоимость комплекта тягово-сцепного устройства увеличился где-то в 7-10 раз.

Но есть и хорошая новость. Раньше в немалом числе автомобилей автозаводы в качестве базы для оснащения машины тягово-сцепным устройством предлагали лишь метки, где во время оборудования транспортного средства фаркопом в лонжеронах надлежало сверлить отверстия оговоренных технологией диаметров. Теперь автомобили, как правило, сходят с конвейера с подготовленными в заводских условиях отверстиями в лонжеронах и силовых поперечинах для установки прицепных устройств, что уменьшает трудности их монтажа.

Что осталось практически неизменным — как и в былые времена, автозаводы мало заботит вопрос взаимозаменяемости фаркопов. Иными словами, если тот или иной автомобиль выпускается в нескольких кузовных модификациях, не факт, что по крепежным местам прицепное, например, от хэтчбека подойдет для вариантов с кузовами седан или универсал. Велика вероятность, что как раз не подойдет.

И это тоже проблема, которая, впрочем, не сильно затрагивает владельцев распространенных моделей, пожелавших оборудовать свои авто фаркопами. Другое дело, когда модель редкая. Хорошо, если фаркоп для нее выпускается какой-то фирмой, занимающейся производством тягово-сцепных устройств и имеющей в Беларуси своих представителей. Тогда нужное прицепное через некоторое время привезут под заказ. Но может статься, что выпуск фаркопа к редкой модели автомобиля экономически неинтересен и производителям. Тогда с мечтой таскать за своей машиной прицеп придется распрощаться.

Какие, однако, производители присутствуют на белорусском рынке фаркопов? Если говорить об устройствах европейского производства и исходить из позиции «пойти и купить сразу без предварительного заказа», то, вероятнее всего, это будет польский Auto-Hak, а затем венгерский Bosal. Хороши немецкие фаркопы Westfalia, но недешевы, из-за чего их в Беларусь везут лишь под заказ конкретного клиента. Столь же неплохи были шведские Brink-Thulle, пока с 2015 года компания Thulle от их производства не отказалась.

7-8 лет назад упомянутыми торговыми марками белорусский рынок и ограничивался. С тех пор, как ни странно, китайские фаркопы наш рынок так и не освоили. Попытки проникновения к нам тягово-сцепных устройств производства Тайваня предпринимались, но, по всей видимости, оказались не слишком успешными и развития не получили.

Зато популярность оснащения фаркопами автомобилей в России привела к появлению на территории нашего восточного соседа сразу нескольких заводов по производству тягово-сцепных устройств. Самое серьезное из них построено в Новоорске как дочернее предприятие Bosal. Помимо этого, фаркопы выпускают в Санкт-Петербурге и Таганроге.

Это не могло не сказаться на изменении ассортимента белорусского рынка, ведь у устройств, выпущенных на территории Таможенного союза, есть ценовое преимущество над фаркопами из Европы. Обратная сторона медали — каждое тягово-сцепное устройство должно быть сертифицировано.

Подтверждением, что устройство сертифицировано, является паспорт, нередко называемый также «тюфом», который представляет собой металлическую табличку с техническими характеристиками. Паспортом снабжается любое отдельно взятое тягово-сцепное устройство.

Если выехавший в Европу белорусский автомобиль привлечет внимание какого-нибудь тамошнего дорожного инспектора, отсутствие «тюфа», а стало быть, езда на транспортном средстве с фаркопом, не имеющим свидетельства об аттестации, может закончиться серьезным штрафом. Если же такая машина станет участницей ДТП, тогда и вовсе только держись.

Тягово-сцепные устройства европейского производства сертифицируются на соответствие требованиям Е-20 ISO-9001-2000 Евросоюза. Судя по паспортам некоторых предлагаемых у нас российских фаркопов, они сертифицированы по ГОСТ. Специалисты по их реализации не исключают, что в Европе это может оказаться источником неприятностей.

Поэтому при покупке нового фаркопа для установки на автомобиль, на котором предполагается выезжать западнее белорусской границы, «паспортный» нюанс придется учитывать.

Помимо этого, специалистами рекомендуется при покупке исходить из потребностей — перевозка прицепа либо одного или нескольких велосипедов. В обоих случаях надо обращать внимание на такие характеристики фаркопа, как тяговая и вертикальная нагрузки на крюк.

Других подводных камней при покупке нового тягово-сцепного устройства не предвидится. Покупателю достаточно назвать продавцу модель своего автомобиля, год выпуска и тип кузова. Если модель ходовая, фаркоп, скорее всего, окажется в наличии, а при его отсутствии придется оформить заказ, если, конечно, нужное прицепное производится вообще.

Читать еще:  Украшаем стену потолочной розеткой

Другое дело, если вместо нового фаркопа владелец автомобиля решит приобрести «бэушный». Первая проблема — вряд ли такое устройство будет продаваться в полной комплектации. Скорее всего, штатные детали крепления, закладываемые внутрь лонжеронов при установке, остались на автомобиле, где фаркоп стоял раньше. При его установке без них на другую машину, во-первых, вся нагрузка перераспределится на болты, а выдержат ли они все сильные рывки, которые им придется испытывать в ходе эксплуатации, — вопрос. Во-вторых, при установке фаркопа без закладных и распорных втулок произойдет сжатие лонжерона, которое ухудшит надежность. Опять же, скорее всего, старая проводка из «бэушного» устойства будет просто выдрана, поэтому розетку и жгут проводов придется докупить отдельно.

Вторая проблема — среди «бэушного» товара непросто найти фаркоп, который встанет на место, не потребовав доработки как самого себя, так и элементов кузова автомобиля, с которыми фаркоп необходимо соединить. Как ни крути, это тоже ослабление конструкции. Причина указывалась выше — «бэушное» тягово-сцепное устройство от хэтчбека может не подойти для седана или универсала той же модели.

Следующий вопрос — установка фаркопа на автомобиль. Если машина новая, то в связи с тем, что монтаж предполагает вмешательство в штатное электрооборудование, дабы не потерять гарантию, оснащать ее тягово-сцепным устройством следует в дилерских сервисных центрах.

Во всех остальных случаях все зависит от того, откуда руки растут у взявшегося за установку. Лучший вариант — обратиться к квалифицированным специалистам, особенно когда требуется установка блока согласования. Сегодня это обойдется от 700 тысяч до миллиона рублей с гарантией как минимум 12 месяцев.

Когда тягово-сцепное устройство идет с обычной розеткой, с учетом того, что к новым фаркопам прилагаются подробные установочные листы с иллюстрациями по последовательности действий при монтаже, если навыки позволяют, можно попробовать оснастить машину самостоятельно, но без гарантии и с риском совершить ошибку.

При эксплуатации фаркопов самый вероятный источник неприятных сюрпризов — розетка. Из-за места расположения розетки под задним бампером ее корпус и его крышка контактную часть розетки от вредного воздействия рассолов могут и не уберечь.

Если фаркоп не используется регулярно, контакты розетки желательно смазывать специальными смазками, изолирующими контакты от влаги и уменьшающими интенсивность их окисления.

При регулярном использовании шар крюка изнашивается. Диаметр неизношенного шара, совместимого с замком европейского прицепа, должен быть 50-51 мм. При меньшем диаметре шара появляется риск, что во время движения прицеп сумеет «отстегнуться».

Кроме того, шар крюка ржавеет. Чтобы уменьшить негативное влияние коррозии, шар можно покрыть какой-нибудь консистентной смазкой и спрятать под колпачок. Хотя бы раз в год не будет лишней проверка состояния крепежа фаркопа — от вибраций, передающихся на кузов автомобиля, от дерганья прицепа затяжка гаек и болтов может ослабеть.

При покупке, установке и дальнейшей эксплуатации фаркопа главное — не забывать, что безопасность превыше всего. В редких, к счастью, случаях, когда автомобиль с буксируемым прицепом становился фигурантом ДТП, о безопасности, похоже, забывали.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки СООО «Белхак», за консультации — ООО «Тохома Импорт»

Хотите купить или продать прицеп? Тогда вам в наш специализированный раздел, где уже сегодня представлено более 240 как новых, так и подержанных прицепов.

OLX.ua — оголошення №1 в Україні — розетка фаркопа

Топ-оголошення Проглянути все

Блок согаласования, модуль фаркопа, переходники к фаркопам, розетки

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 360 грн.

Вінниця, Староміський 27 вер.

Установка фаркопа Подключение розетки Изготовление фаркопа

Бізнес та послуги » Авто / мото послуги

Звичайні оголошення

Знайдений 85 оголошень

Знайдений 85 оголошень

Хочете продавати швидше? Дiзнайтесь, як

НОВЫЙ Фаркоп Nissan X-Trail T32, Nissan Rogue с сертификатом, розеткой

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 540 грн.

Київ, Солом’янський Сьогодні 08:47

Американский переходник адаптер для розетки фаркопа прицеп 7pin, 4pin

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

895 грн.

Переходник вилка адаптер розетки прицепа фаркопа 13 на 7 модуль Unikit

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

67 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Toyota Prado 120 150 Lexus GX460 GX470 усиленный+ розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 480 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:13

Новый фаркоп Hyundai Tucson / Sportage с розеткой + съемный крюк

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 500 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:13

НОВЫЙ Фаркоп Skoda Fabia хетчбек/универсал/седан + сертификат+ розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 900 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:13

Новый быстросъемный фаркоп Suzuki Grand Vitara от 2005года + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 850 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:13

НОВЫЙ Фаркоп Skoda Octavia A7 (включая 4×4) + розетка + сертификат

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 390 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:13

НОВЫЙ Фаркоп Mitsubishi Outlander с 2012 года с сертификатом + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

Читать еще:  Как провести провод под розетку

2 480 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:12

НОВЫЙ Фаркоп Chevrolet Aveo, Заз Vida Вида — Cъемный с розеткой

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 250 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:12

НОВЫЙ Фаркоп Ford Kuga 1,2 / Ford Escape + сертификат + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 480 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:12

НОВЫЙ Фаркоп Dacia Renault Duster 2009 2013 2018 +сертификат +розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 430 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:12

НОВЫЙ Фаркоп Renault Logan / Dacia Logan седан 2004-2012г. с розеткой

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 650 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:12

НОВЫЙ Фаркоп Nissan Qashqai с сертификатом и розеткой Кашкай прицепное

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 450 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:12

НОВЫЙ Фаркоп Renault Kangoo от 2008 года (съемный + комплект розетки)

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 800 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 11:09

Установка фаркопа Подключение розетки Изготовление фаркопа

Бізнес та послуги » Авто / мото послуги

НОВЫЙ Съемный фаркоп Jeep Compass, Patriot + сертификат + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 300 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 09:06

НОВЫЙ Фаркоп Renault Megane универсал 2,3+ сертификат+ розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 900 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 09:05

NEW! Блок согласования- модуль фаркопа- реле фаркопа, розетка фаркопа

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

900 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 09:03

НОВЫЙ фаркоп Citroen Berlingo / Peugeot Partner 2008+ с розеткой

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 800 грн.

Київ, Солом’янський Вчора 09:02

Блок согаласования, модуль фаркопа, переходники к фаркопам, розетки

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 360 грн.

Вінниця, Староміський 27 вер.

Продам фаркоп прицепное на ВАЗ с розеткой.

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

499 грн.

Житомир, Житній ринок 27 вер.

Переходник розетки прицепа США, фаркопа с американского типа

Автозапчастини та аксесуари » Автозапчастини

1 300 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Subaru Forester 1997-2008г. + сертификат и розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 450 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Nissan X-Trail T31 — БЕЗ ПОДРЕЗКИ + сертификат и розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 500 грн.

НОВЫЙ фаркоп Mercedes Vito Viano W639 2003-2014 + сертификат + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 590 грн.

Разъем фаркопа для прицепа розетка и вилка

Запчастини для транспорту » Інші запчастини

200 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Mitsubishi Pajero Wagon 3, 4 + сертификат + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 480 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Volkswagen Tiguan, съемный крюк + сертификат + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 450 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Nissan Leaf с сертификатом и комплектом розетки

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 480 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Subaru Forester с 2013 года с розеткой — Прицепное

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 680 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Toyota Corolla E15 / E18 от 2007; от 2013 года + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 380 грн.

Новый Съемный Фаркоп Renault Kangoo 1996-2007г. — прицепное с розеткой

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

1 450 грн.

НОВЫЙ Фаркоп Volkswagen Passat B5, Skoda Superb + сертификат + розетка

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 380 грн.

Фаркоп Ваз С розеткой

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

500 грн.

Розетка, фишка, фаркоп.

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

70 грн.

Розетка фаркопа BMW

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

2 700 грн.

Фаркоп Mercedes Vito Viano W639 2003-2014 + розетка Оригинальный

Автозапчастини та аксесуари » Автозапчастини

1 500 грн.

Усилитель бампера заднего (фаркоп с розеткой) Volkswagen Tiguan `09-1

Автозапчастини та аксесуари » Аксесуари для авто

4 610 грн.

Cхожі запити:
  • розетка фаркопа у рубриці Аксесуари для авто
  • розетка фаркопа у рубриці Автозапчастини та аксесуари
  • розетка фаркопа у рубриці Запчастини для транспорту
  • розетка фаркопа у рубриці Автозапчастини
  • Недавно переглянуті
  • Обрані оголошення ( 0 )
  • Обрані результати пошуку

Вибачте — це оголошення більше не доступне

Однак Ви можете знайти схожі оголошення у цій категорії.

Розетка фаркопа электрическая avtos

ФАРКОП.РУ Towbar.ru Farcop.ru Westfalia-M.ru предлагаем фаркопы, штатные и универсальные электрокомплекты для фаркопов, аксессуары от официального импортёра.

На складе в Москве единовременно находится более 4000 единиц продукции ведущих производителей фаркопов из Европы и США – Brink (Thule), Westfalia , Curt , Draw — Tite , Reese и др . Штатные электрокомплекты для фаркопов (wiring kits) Erich Jaeger, ECS, AC, велобагажники (bike racks) Rage, ProSeries, Westfalia, Thule, транспортировочные корзины (basket) Rola, Curt, ProSreies, распределители веса (weight distribution) Reese, Curt, контроллеры тормоза (bracke controllers) Reese, Tekonsha, держатели шара (ball mounts) Curt, Draw-Tite, Reese, фиксаторы и др. аксессуары (balls, pins etc.) Bulldog, Curt, TowReady. Склад обновляется каждый месяц.

Фаркопприцепное устройство входящее в более обширное понятие — ТСУ (тягово-сцепное устройство).К ТСУ можно отнести такие устройства как: седло и пятое колесо Fifth weels (для седельных тягачей) и гусинек Gooseneck (для полуприцепов), различные виды сцепки для тракторов и агромашин, водило — для манёвра самолётов и мн.другие приспособления. Фаркопы делятся на две группы — до 3,5 тонн (легковой и малый коммерческий транспорт) и более 3,5 тонн (большегрузная техника), помимо этого есть подгруппы для мотоциклов и квадрациклов, сельскохозяйственной техники, авиационной промышленности и многого другого. Конструктивно фаркопы делятся на фиксированные (на болтах или сварке) и отделяемые (горизонтально или вертикально, с помощью различных конструкций и фиксаторов), надо заметить, что все американские фаркопы выпускаются с отделяемыми шаровыми узлами — держателями шара. На заводах фаркопы не комплектуются электрическими комплектами, поскольку это параллельно сопутствующие товары и производятся различными заводами на выбор. За малым исключением специально скомплектованных наборов маркируемых KIT.

Читать еще:  Серебрянная розетка для чего

Дефлекторы окон, капота, шторки на окна, накладки на задний бампер от немецкого производителя ClimAi r , по специальной технологии не требующей механического крепления или клеения .

Важно.

Доставка фаркопов по Москве — 700 руб. или самовывоз по предварительному заказу. Доставка фаркопов в другие города России, Белоруссии и Казахстана осуществляется через транспортные компании (оплата их услуг производится при получении по месту доставки).

Американские фаркопы trailer hitch или towbar поставляются без держателей шара ball mount от производителей США — Curt, Draw-Tite, Hidden-Hitch, Reese, держатели шара или адаптеры и шары нужно заказывать отдельно. Поставки морскими контейнерами сроком 45-60 рабочих дней, только при полной предоплате.

Розетка фаркопа европейского стандарта бывает 7 и 13 пин (контактов), равно как и вилка прицепа. Если розетка фаркопа 7-пин, а вилка прицепа 13-пин, или наоборот, то применяется адаптер-переходник 7×13 или 13×7. Коннекторы американского стандарта 4,5,6,7 и 9 пин. Универсальных переходников с американского стандарта на европейский не существует, ввиду смешанного сигнала, т.е. по одному проводу проходит Стоп и Поворот. Для их разделения применяется конвертер или сепаратор.

Штатная электрика для фаркопа изготавливается под конкретную модель авто, имеет мерные пучки проводки с оконечными коннекторами, ответные части которых находятся на автомобиле, если предусмотрено конструкцией, то реле-регулятор и другие части необходимые для установки. Все производители, во избежание нарушения и вывода из строя электропроводки, рекомендуют устанавливать штатные комплекты электропроводки.

Универсальная электрика это усечённый комплект Smart-Connect, состоящий из реле-регулятора, розетки 7 или 13 пин и пучка проводов не имеющих оконечных коннекторов (за счёт этого и достигается универсальность) и второй вариант это только розетка с пучком провода от 1,5 до 2 метров. Оба варианта нужно врезать в проводку, что может привести к перебоям или выводу из строя электропроводки.

Фаркопы

Фаркоп будет полезен и даже незаменим в тех случаях, когда автотранспортное средство используется в паре с прицепом. Тягово-сцепное устройство (оно же фаркоп) выбирается на основе технических характеристик прицепа. Фаркопы можно условно классифицировать на 3 категории: для прицепов до 1,5 тонны, 2,5 тонны и 3,5 тонны. Тоннаж прицепов взят с учётом груза.

Также фаркопы выбираются в соответствии с конструктивными особенностями кузова легкового автомобиля: для компактных седанов, минивенов, универсалов, микроавтобусов.

То есть, тип машины будет влиять на особенности крепления фаркопа. Например, тягового-сцепное устройство для универсалов предусматривает крепление к рамной конструкции автомобиля, тогда как компактные и среднеразмерные седаны позволяют осуществить фиксацию фаркопа ко дну багажного отделения. К большинству моделей фаркопов предоставляется инструкция с рекомендациями по поводу совместимости сцепного устройства с различными марками и моделями транспортных средств.

Помимо всего прочего, модели фаркопов могут различаться между собой типом крепления к кузову. Существуют различные способы монтажа: несъемный (сварка), условно съёмный (болтовое соединение), съёмный (специальное быстросъемное соединение).

Наиболее надёжным вариантом установки фаркопа является фиксация монтажной площадки тягово-сцепного устройства при помощи электросварки. Фаркопы под сварку используются только в тех случаях, когда владельцу ТС приходится достаточно часто осуществлять транспортировку прицепа.

Касательно случаев, когда фаркоп используется сезонно (например, только летом), то есть резон использовать тягово-сцепное устройство под болтовой крепёж. Ведь, если фарком круглогодично подвергается негативному воздействию окружающей среды (атмосферные осадки, дорожная химия), то срок его службы снизится в 2-3 раза. Поэтому, чтобы использовать автомобильную экипировку более рационально, то лучше всего снимать фаркоп (для хранения в надлежащих условиях) на протяжении тех сезонов, когда он не применяется.

Если же прицеп используется крайне редко, например, 1-2 раза за сезон, то лучше всего купить фаркоп с быстросъемным соединением. Подобные устройства требуют фиксации к кузову специальных адаптеров, к которым и осуществляется подсоединение фаркопа. Установка тягово-сцепного устройства на быстросъемах займёт всего 1-2 минуты времени, то же касается и за отсоединение фаркопа, его можно демонтировать лёгким движением руки.

Помимо всего прочего, проконтролируйте совместимость электрических контакторов на фаркопе и прицепе. Элементы штепсельного разъёма могут иметь округлый или же прямоугольный профиль. Часто такое случается, что прицеп оснащён вилкой под квадратные разъёмы, а прицеп оснащён разъёмами округлой формы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector