Все стандарты схем розетки прицепа
Схема подключения прицепа к легковому автомобилю
Внешний вид автоприцепной розетки (слева)
Виды подключения прицепа к легковому автомобилю
При подключении нового или б/у автоприцепа могут возникать проблемы. Иногда выполнить работы без переходника невозможно, в иных случаях приходится самому автовладельцу (или приглашенному специалисту) корректировать проводку и направлять каждую жилу в нужное место. Проведение работ требует учитывать ряд моментов:
- Если к авто будут подсоединять прицепы, выпущенные на разных заводах, логично зафиксировать на специальной площадке фаркопа (или где-то рядом) два 7-ми контактных гнезда;
- Избегайте 13-ти контактных разъемов: к российским машинам их подключать крайне неудобно;
- Даже если и машина и прицеп произведены в одной стране на одном и том же заводе, но в разные годы, не исключено, что распиновка будет отличаться;
- Если вы становитесь владельцем машины с пробегом, вполне возможно, что предыдущий автовладелец сделала свое собственное подключение, поэтому распайку стоит проверить;
- В ходе работ рекомендуется пользоваться электросхемой транспортного средства.
Наиболее популярны 2 метода электрического «соединения» авто и прицепа. Самый простой из них – традиционный. Нужно всего лишь подыскать штекер с проводами, совместимый с розеткой на фаркопе. Когда проводка внутри авто и в прицепе различаются, придется вооружиться паяльником и подогнать распиновку. Второй метод считается универсальным: наличие бортового компьютера вызывает сложности: подсоединиться, как описано выше, не получится. «Мозги» получат сигнал об увеличении нагрузки, и выдаст ошибку, а в худшем случае вообще выйдет из строя. Чтобы этого не случилось, используют блок согласования. Он включается между проводкой прицепа и шиной управления. Если все распаяно правильно, бортовой компьютер не «увидит» дополнительную нагрузку.
Также способы подключения подразделяются по «национальному» признаку: в ЕС, РФ и Америке свои системы:
- Практикуется в странах ЕС и России т. н. европейский метод подключения. Штепсель в разъем входит по принципу «папа-мама». Здесь ошибиться невозможно, даже в условиях нулевой видимости;
- В США примерно такая же конструкция, но распиновка может быть иной. Реже встречается разъем с четырьмя лепестками;
- И на европейских и американских легковых машинах чаще всего применяется 13-контактный разъем. «Лишние» клеммы дают возможность подключить «противотуманки», доставить электроэнергию в дом на колесах;
- Разъем и штепсель с 15-ю контактами монтируется на автомобильных тягачах.
Гнездо и штепсель на 7 контактов
Особенности подключения
Справиться с подключением розетки прицепа можно несколькими методами – стандартным или универсальным. Применение стандартного способа возможно только в тех случаях, когда у прицепа и самого автомобиля есть соответствующие разъемы. При стандартном подключении водителю не нужна схема распиновки, ведь вся работа сводится к совмещению розетки с разъемом.
Подключение розетки прицепа автомобиля
Но часто автомобилисты вынуждены прибегать к подключению универсальным методом. Это сложная процедура, требующая наличия инструментов, схемы подключения и свободного времени. Для более полного представления об устройстве ниже будет приведен универсальный способ.
Как подключить розетку прицепа на авто
Необходимые инструменты и дополнительные материалы
Для успешного подключения электрики прицепа к бортовой системе автомобиля, необходимо запастись инструментами и материалами, приобрести которые можно в ближайшей профильной торговой точке или на автомобильном рынке:
- разъем для фаркопа с резиновым уплотнением и крышкой: внимательно осмотрите изделие – латунные контакты не должны болтаться, резьба — ровная, детали плотно прилегают друг к другу (люфт не допускается);
- сечение применяемого одножильного медного кабеля – от 1,5 кв. мм;
- шланг-гофра (из пластика либо металла)для изоляции пучков выводных проводов – пара-другая метров;
- 15-20 пластиковых хомутов.
Для более легкого и надежного соединения стоит приобрести коммутационные колодки (внутри некоторых из них предусмотрены предохранители). В случае повреждения проводки они сработают и исключат короткое замыкание, негативно сказывающееся на работоспособности электрооборудования авто.
Схемы прямого подключения прицепа легкового автомобиля
В мире и РФ практикуется несколько схем подключения напрямую. Все зависит от количества контактов в розетке и страны-производителя, точнее ее стандартов в этой области. Отечественные автовладельцы обычно «верны» 7-ми контактным и тринадцатипиновым системам. Самый простой способ – делать все напрямую напрямую. Но он годится, когда на машине отсутствует электронный блок управления (ЭБУ).
Распиновка 7 контактной розетки фаркопа Евро и РФ
Разъемы с 7-ю лепестками применяют для обычных прицепов в ЕС (евростандарт DIN/ISO 1724) и России:
- №1: включается поворот налево;
- №2: загорается задняя «противотуманка» либо питание +12 вольт;
- №3: минус;
- №4: включается поворот направо;
- №5: зажигается габаритный свет справа и номер;
- №6: активируются стоп-сигналы;
- №7: габаритный свет слева.
Схема подключения фаркопа на 7 контактов
Иной вариант – 13-ти контактный: востребован при использовании электросети дома на колесах. По сути, сюда просто добавлено несколько лепестков. Распиновка розетки фаркопа:
- №8: изоляция розового цвета, провод включает задний ход;
- №9: плюс 12В – провод оранжевого оттенка, идет напрямую, в нем всегда есть напряжение, вне зависимости от положения ключа зажигания;
- №10: плюс 12В: активируется только после задействования зажигания (изоляция серая);
- №11: масса для 10-го контакта – провод черно-белый;
- №12: резервный провод сине-белого цвета;
- №13: масса для 9-го контакта.
Схема подключения европейского прицепа легкового автомобиля на 13 контактов
Распиновка 7 контактной розетки прицепа США
У «гостей» из США иной вариант проводки. Для примера стоит рассмотреть изделие от компании HOPKINS. Как выглядит распиновка разъема американского прицепа? Здесь к контакту №1 подключаются два габаритных фонаря. Второй отвечает за подачу напряжения +12 вольт. №3 – левый поворотник, №6 – правый. Четвертый контакт отвечает за сигналы торможения, пятый – масса. Седьмой контакт обеспечивает сигнализацию заднего хода.
Помимо 7-pin вилок американцы практикуют и разъемы с четырьмя лепестками. Основная их особенность – включение стопов и поворотников по одной линии, что весьма проблематично при подсоединении к европейским 7-пиновым гнездам и штепселям. Есть пара вариантов решения проблемы:
- Если у вас отсутствует ЭБУ, бортовой компьютер, можно подключиться к поворотникам авто напрямую. Но если перечисленная электроника присутствует, возможен ее выход из строя;
- Этот способ сложнее, но корректнее и безопаснее. Для его осуществления всю проводку прицепа нужно подогнать под евроразъем. Для более-менее подготовленного специалиста это не составит труда. Если будете все делать самостоятельно, потребуется разыскать (хотя бы в том же интернете) схему электрооборудования вашего автомобиля.
Американская распиновка для семи контактных разъемов
Альтернативный вариант подключения
Здесь имеется в виду корректировка бортового электрооборудования автомобиля. Под изменениями имеется в виду соединение проводов в багажном отделении с системой прицепа. Скорее всего, в этом случае понадобится мультиметр и схема электропроводки авто. Если на вашей машине сигнальная и иная светотехника функционирует без микропроцессора, можно использовать семиконтактное гнездо и штепсель. Проверьте, какой контакт на вилке прицепа за что отвечает и результаты запишите. Далее в соответствии с этими данными подсоедините провода от бортовой системы авто. Подсоединение осуществляйте через коммутационные колодки (они могут быть с предохранителями или без них) или при помощи пайки с последующей изоляцией контактных участков.
В ходе работ неизбежно встанет вопрос о креплении розетки. Здесь особых сложностей нет. Кстати, фаркоп зачастую продается прямо с уже установленным разъемом. Но если вам не «повезло», розетку можно зафиксировать самостоятельно. Как правило, к фаркопу приварена специальная пластина: к ней посредством саморезов или (что надежнее) болтов с гайками и крепится разъем.
Что нужно для работы
При покупке фаркопа все необходимые материалы для подключения идут с ним в комплекте. В противном случае все это нужно покупать отдельно и для установки розетки необходимо подготовить не только инструменты, но и материалы. Итак, что же нужно для работы?
Инструменты для подключения розетки прицепа
Инструменты
Из инструментов необходимо подготовить следующее:
- паяльник;
- черная изолента (черный цвет не так будет бросаться в глаза);
- термоусадочная трубка;
- специальные клеммы для соединения проводки;
- дрель и набор сверл (нужны в том случае, если на машине нет места для розетки);
- набор отверток и гаечных ключей;
- индикаторная отвертка;
- инструменты для работы с проводами (съемник изоляции и т.д.).
Инструменты для работы с проводами
Обратите внимание! При отсутствии специальных инструментов для подключения проводки нужно брать провода с диаметром сечения более 1,5 мм. Желательно использовать медные провода – они более устойчивы к деформациям.
Материалы
Помимо инструментов, для качественного и надежного подключения розетки фаркопа нужны такие материалы:
Схема подключения 13-контактной розетки
- схема подключения;
- комплект проводки;
- розетка прицепа;
- крепежные элементы и пластина.
Разновидность розетки, которая установлена на авто, определяет способ подключения прицепного устройства. Существуют разъемы на 7 и 13 спинов. Первый вариант более распространенный на территории СНГ, поэтому ниже приведен пример подключения 7-контактного разъема.
Виды розетки фаркопа автомобиля
Соединение через блок согласования
Все ЭБУ, устанавливаемые в современные легковые машины при подключении электрооборудования транспортно-сцепного устройства требуют использования специального переходника (Smart Connect), задача которого – согласование между компонентами автомобильной проводки и прицепной. В этом случае бортовой компьютер не будет «бастовать», выдавая ошибку за ошибкой. Использование блока согласования гарантирует нормальное функционирование всех световых приборов; как на автомобиле, так и прицепе.
Набор для подключения согласующего блока
Выбирая блок согласования, учитывайте марку вашей машины, страну-производитель прицепа. Если вы «не дружите» с паяльником, а чтение электрических схем вызывает затруднение, логично обратиться за помощью к специалистам. Самодеятельность и дилетантство в этом деле могут привести к печальным последствиям: выходу из строя недешевых (например, ЭБУ) компонентов электрооборудования, электроники.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Схема распиновки розетки прицепа для легкового автомобиля
Для многих владельцев автомобилей при подключении фаркопа не существует сложностей. Однако для этого необходимо иметь некоторые знания в области электротехники. В первую очередь это касается распиновки розетки прицепа, тогда при знакомстве со схемой подключения можно гарантировать отсутствие проблем.
- Виды розеток и схемы подсоединения
- Подключение фаркопов современных автомобилей
- Алгоритм действий
Виды розеток и схемы подсоединения
В настоящее время активно используется несколько видов разъемов для подключения автомобильных прицепов:
- Семипиновые разъемы американского и европейского типов.
- Розетка 13 pin.
- Спецразъемы.
Наибольшей популярностью среди отечественных автолюбителей пользуется европейская семипиновая розетка. Ее главной особенностью является наличие на каждом из разъемов гнезд типа «мама» и «папа». Конструкторы пошли на такой шаг намеренно, чтобы обеспечить максимально безопасное подключение в любых ситуациях. Ошибиться при соединении гнезд в этом случае просто невозможно.
При этом и распиновка фаркопа не отличается большой сложностью. Чаще всего второй контакт при подключении не задействован и является опциональным для подачи напряжения в 12 вольт. Иногда владельцы автомобилей не обращают внимания на разделение проводников в соответствии с габаритными огнями и просто объединяют их в схеме подключения розетки фаркопа. Однако так поступать не стоит, поскольку возникнут проблемы с нормальной работой функции светового паркинга, используемой во время остановки на обочине.
Еще одна особенность этого типа разъема состоит в наличии контакта заднего хода, а также отсутствии разделения в соответствии с габаритными огнями. При этом в некоторых американских машинах для этого используется один проводник. Чаще всего схема подключения розетки прицепа легкового автомобиля входит в комплект поставки, а все провода имеют определенное цветовое обозначение, что значительно упрощает подсоединение.
Розетки на 13 pin оснащаются контактами для подключения дополнительных устройств, а также положительной и отрицательной шины. В этом и состоит их основное отличие. Не стоит забывать — данный разъем рассчитан на больший ток, что позволяет его использовать, например, для зарядки аккумуляторных батарей, а также подачи питающего напряжения для оборудования прицеп-дача. Что касается специальных разъемов, то они могут использоваться для подключения современных моделей прицепов, оснащенных собственными электронными системами.
Подключение фаркопов современных автомобилей
В машинах, выпущенных до 2000 года, активно использовалась аналоговая схема управления задними световыми устройствами. При их подключении чаще всего возникали трудности при правильном определении места включения нужного проводника. Многие владельцы автомобилей при решении этой задачи последовательно подключали контакты к сигнальной лампе.
Однако после активного внедрения цифровых схем управления подобный подход стал представлять серьезную опасность. Это связано с тем, что к световым приборам поступает питающее напряжение и цифровые сигналы. Нецелесообразно в такой ситуации использовать при подключении задних фар и различные скрутки. В теории это возможно, но электроника автомобиля может выдать сообщение о наличии ошибки и отключить их, ведь показатель потребляемого тока будет существенно превышен.
Чтобы избежать этих проблем, рекомендуется использовать цифровые блоки согласования. В инструкции также должен находиться список совместимых автомобилей. Также можно приобрести недорогой набор для радиолюбителей. В их комплект, кроме всех необходимых деталей, входит обобщенная схема подключения прицепа. Распиновка розетки фаркопа в такой ситуации определяется владельцем автомобиля самостоятельно.
Алгоритм действий
На первом этапе следует определиться со схемой подключения, необходимостью применения блока согласования, а также выбрать разъем. Если покупка прицепа не планируется и будут использоваться только арендованные устройства, то стоит сразу установить 13-контактный разъем.
Благодаря наличию в продаже переходников, к нему впоследствии можно будет легко подключить семипиновый разъем. Хотя без особых проблем можно найти и обратный переходник, 13-пиновый более удобен в использовании по причине наличия дополнительных контактов. Если прицеп требуется подключить к автомобилю, выпущенному до 2000 года, то необходимость в использовании блока согласования может не возникнуть. Однако придется на четверть увеличить номинал предохранителей.
Следующим шагом станет проверка электрических цепей прицепа. Если он арендуется, то в обязательном порядке следует проверить его работоспособность. Чаще всего встречаются следующие проблемы с работой электрооборудования прицепов:
- Короткое замыкание в зонах трущихся элементов.
- Выход из строя ламп.
- Ухудшение состояния электропроводки в зонах соединения («отгнивание»).
Третий этап предполагает создание схемы трассировки. Если в комплектацию приобретаемого разъема входит набор проводников, то в их замене смысла нет. При их отсутствии следует использовать провода такого сечения и цвета, которые указаны в распиновке. Все соединения проводников желательно проводить классическим способом: удаление изоляции, скрутка, пайка и последующая термоусадка. Вторым вариантом является использование клипс. Однако в такой ситуации нельзя обеспечить прохождение больших токов, а сами соединения не отличаются высокой долговечностью.
Непосредственно при подключении следует проявить максимальную внимательность и лучше предварительно составить список всех соединений. При этом следует помнить, что все соединения проводников должны быть изолированы посредством термоусадочного кембрика. Для снижения рисков попадания на контакты воды их следует предварительно смазать солидолом.
Заключительным этапом подключения является проверка. В первую очередь следует обратить внимание на отсутствие кротких замыканий, прозвонив все электрические связи. Если проблем в ходе проверки не возникло, можно включить зажигание и провести диагностику всех функций. Когда бортовой компьютер сообщает об ошибке, стоит подумать о приобретении блока согласования.
Схема подключения розетки прицепа автомобиля
Принятые во всем мире правила предусматривают установку на прицепы (буксируемые транспортные средства, БТС) для легковых машин сигналов поворота влево/вправо, а также стопа. Для подключения проводки БТС к автомобилю применяют два вида розеток на 7 или 13 выводов. Схема подключения розетки прицепа легкового автомобиля зависит не только от количества контактов, но и от стандарта страны, поэтому прицеп с европейской разводкой не получится без переделки присоединить к розетке с российской разводкой. Если установить его без переделки, то правые габариты БТС не будут гореть. Ночью это может стать причиной аварии.
7 и 13 контактов: в чем разница
Основное отличие этих разъемов в том, что устройства, в которых вилка и розетка имеют по 7 выводов (клемм), обеспечивают лишь выполнение основных функций: габариты, повороты и стоп-сигнал. Для большинства водителей этого достаточно, однако тяга к комфорту привела к появлению устройств, в которых используют 13 выводов. Дополнительные контакты необходимы для присоединения оборудования домов на колесах к аккумулятору автомобиля. Причем два вывода обеспечивают постоянное подключение, а еще два подают плюс и минус напряжения питания от аккумулятора машины лишь после включения зажигания.
Особенности подключения разъемов современных машин
БТС оборудован электропроводкой, которая напрямую соединяет разъем и соответствующие лампы. Если они соответствуют мощности, то никаких проблем во время присоединения к современным автомобилям не будет.
Если же установлены более мощные источники света, то велика вероятность, что электроника машины отключит разъем от бортовой сети автомобиля. Ведь чем выше мощность, тем сильней ток, а значит, больше нагрузка на проводку.
Поэтому в современных машинах с завода установлен блок согласования, который увеличивает ток, подаваемый на разъем и снимает ограничение по мощности. Естественно, что монтаж такого блока требует прокладки новых кабелей, рассчитанных на увеличенный ток.
Схема подключения
Схема подключения прицепа (распиновка) российской розетки на 7 клемм выполнена так:
- Поворотник левой стороны.
- Лампа заднего хода.
- Земля.
- Поворотник правой стороны.
- —
- Лампа стоп-сигнала.
- Габаритные огни.
Вот европейская (она же универсальная) распиновка розетки фаркопа:
- Поворотник левой стороны.
- Лампа заднего хода.
- Земля.
- Поворотник правой стороны.
- Подсветка номера и правый габаритный фонарь.
- Лампы стоп-сигнала.
- Правый габаритный фонарь.
Вот распиновка разъема на 13 клемм:
- Поворотник левой стороны.
- Задний противотуманный фонарь.
- Земля для клемм с 1 по 8.
- Поворотник правой стороны.
- Левая сторона габаритов и подсветки номера.
- Лампа стоп-сигнала.
- Правая сторона габаритов и подсветки номера.
- Лампа заднего хода.
- Постоянное напряжение 12 вольт 35 ампер.
- Напряжение 12 вольт 35 ампер, подаваемое после включения зажигания.
- Земля для клеммы.
- Сигнальный провод.
- Земля для клеммы 9.
Другая распиновка
Описанные выше распиновки позволяют без всяких переделок присоединять любой прицеп к любому автомобилю, на котором установлен подходящий разъем. На многих машинах установлены оба вида разъемов, что еще больше увеличивает их универсальность. Поэтому крайне нежелательно менять распиновку. Для этого придется переделывать электрику машины или прицепа и использовать их только друг с другом, без возможности соединения с другими машинами или БТС. К тому же, такая переделка запрещена правилами дорожного движения, принятыми в России. Поэтому в результате переделки вы не только получите проблемы с ГИБДД, но и можете лишиться выплаты по ОСАГО или КАСКО. Ведь полное соответствие транспортного средства установленным в России правилам является одним из обязательных требований страховых компаний.
Базовый комплект — розетка и провода
Виды комплектов электрики для фаркопов Не все модели тягово-сцепных устройств укомплектованы электроаксессуарами. В магазине Альта Картер Вы можете приобрести универсальную или оригинальную электрику на фаркоп ведущих производителей. Универсальная — самый простой. читать подробнее
Виды комплектов электрики для фаркопов
Не все модели тягово-сцепных устройств укомплектованы электроаксессуарами. В магазине Альта Картер Вы можете приобрести универсальную или оригинальную электрику на фаркоп ведущих производителей. Универсальная — самый простой стандартный набор для соединения электросети любого автомобиля и буксируемого трейлера или велобагажника, который обеспечит исполнение минимального количества функций, необходимых для безопасной транспортировки, или модельная, штатная, — более продвинутый вариант, рассчитанный на конкретную модель ТС, дающий возможность стабильного выполнения опций машины, предусмотренных производителем. Все наборы снабжены подробными инструкциями по монтажу.
Универсальная электрика для фаркопа
Главное назначение электрокомплекта этого типа — передавать питание на задние фонари прицепа и получать минимальную информацию о нем на панель приборов ТС. С установленной универсальной проводкой противотуманные фары и датчики парковки автомобиля не будут отключаться во время буксировки прицепа, не работает стабилизация прицепа и др. важные функции.
Однако он по — прежнему широко используется в России, главным образом, из стремления сэкономить и недостаточного понимания выгод от применения штатной электрики для ТСУ.
Универсальная проводка идет с розеткой 7 — pin. Часто комплектуется блоком согласования.
Оригинальная электрика на ТСУ
Стоит дороже и может потребоваться обновление программного обеспечения бортового компьютера, но при этом нет необходимости вмешиваться в «родную» сеть автомобиля, ее разъемы точно подходят для определенной модели ТС и подсоединение производится в штатные места, а значит, не влияет на срок гарантии.
Монтаж оригинальной электрики дает следующие преимущества:
- исключает вмешательство в штатную электропроводку машины;
- позволяет использовать при буксировке грузового оборудования все функции систем безопасности, координируемые бортовым компьтером, в частности: антиблокировочной (ABS), антипробуксовочной (ASR), EDL, Brake Assistant, HDC, HHC, EBD, ESP;
- контроль устойчивого положения ТС с буксируемым оборудованием включается только при включении его в сеть при помощи оригинальных комплектов;
- не влияет на гарантийный срок на машину, дилеры рекомендуют именно этот тип проводки.
Таким образом, оригинальная электрика позволяет минимизировать риски эксплуатации автомобиля с прицепом.
Вы можете выбрать комплект со Smart Connect, микрочип которого защитит сеть машины от перегрузки и скоординирует поведение в нештатной ситуации.