Автоматические выключатели для защиты двигателя tesys
Автоматический выключатель для защиты электродвигателя — как правильно подобрать?
При подборе автоматических выключателей, способных защитить электрические моторы от повреждения в результате КЗ или чрезмерно высоких нагрузок, необходимо учитывать большую величину пускового тока, нередко превышающую номинал в 5-7 раз. Наиболее мощным стартовым перегрузкам подвержены асинхронные силовые агрегаты, обладающие короткозамкнутым ротором. Поскольку это оборудование широко применяется для работы в производственных и бытовых условиях, то вопрос защиты как самого устройства, так и питающего кабеля очень актуален. В этой статье речь пойдет о том, как правильно рассчитать и выбрать автомат защиты электродвигателя.
Задачи устройств для защиты электродвигателей
Бытовую электротехнику от пусковых токов большой величины в сетях обычно защищают с помощью трехфазных автоматических выключателей, срабатывающих через некоторое время после того, как величина тока превысит номинальную. Таким образом, вал мотора успевает раскрутиться до нужной скорости вращения, после чего сила потока электронов снижается. Но защитные устройства, используемые в быту, не имеют точной настройки. Поэтому выбор автоматического выключателя, позволяющего защитить асинхронный двигатель от перегрузок и сверхтоков короткого замыкания, более сложен.
Современные автоматы для защиты двигателя нередко устанавливаются в общем корпусе с пускателями (так называются коммутационные устройства запуска мотора). Они предназначены для выполнения следующих задач:
- Защита устройства от сверхтока, возникшего внутри мотора или в цепи подачи электропитания.
- Предохранение силового агрегата от обрыва фазного проводника, а также дисбаланса фаз.
- Обеспечение временной выдержки, которая необходима для того, чтобы мотор, вынужденно остановившийся в результате перегрева, успел охладиться.
Управляющая и защитная автоматика для двигателя на видео:
- Отключение установки, если нагрузка перестала подаваться на вал.
- Защита силового агрегата от долгих перегрузок.
- Защита электромотора от перегрева (для выполнения этой функции внутри установки или на ее корпусе монтируются дополнительные температурные датчики).
- Индикация рабочих режимов, а также оповещение об аварийных состояниях.
Необходимо также учитывать, что автомат для защиты электродвигателя должен быть совместим с контрольными и управляющими механизмами.
Расчет автомата для электродвигателя
Еще недавно для защиты электрических моторов использовалась следующая схема: внутри пускателя устанавливался тепловой регулятор, подключенный последовательно с контактором. Этот механизм работал таким образом. Когда через реле в течение длительного времени проходил ток большой величины, происходил нагрев установленной в нем биметаллической пластины, которая, изгибаясь, прерывала контакторную цепь. Если превышение установленной нагрузки было кратковременным (как бывает при запуске двигателя), пластинка не успевала нагреться и вызвать срабатывание автомата.
Внутреннее устройство автомата защиты двигателя на видео:
Главным минусом такой схемы было то, что она не спасала агрегат от скачков напряжения, а также дисбаланса фаз. Сейчас защита электрических силовых установок обеспечивается более точными и современными устройствами, о которых мы поговорим чуть позже. А теперь перейдем к вопросу о том, как производится расчет автомата, который нужно установить в цепь электромотора.
Чтобы подобрать защитный автоматический выключатель для электроустановки, необходимо знать его времятоковую характеристику, а также категорию. Времятоковая характеристика от номинального тока, на который рассчитан АВ, не зависит.
Чтобы автоматический выключатель не срабатывал каждый раз при запуске мотора, величина пускового тока не должна быть больше той, которая вызывает моментальное срабатывание аппарата (отсечка). Соотношение тока запуска и номинала прописывается в паспорте оборудования, максимально допустимое – 7/1.
Производя расчет автомата практически, следует использовать коэффициент надежности, обозначаемый символом Kн. Если номинальный ток устройства не превышает 100А, то величина Kн составляет 1,4; для больших значений она равна 1,25. Исходя из этого, значение тока отсечки определяется по формуле Iотс ≥ Kн х Iпуск. Автоматический выключатель выбираем в соответствии с рассчитанными параметрами.
Еще одна величина, которую необходимо учитывать при подборе, когда автомат монтируется в электрощитке или специальном шкафу – температурный коэффициент (Кт). Это значение составляет 0,85, и номинальный ток защитного устройства при подборе следует умножать на него (In/Кт).
Современные устройства электрозащиты силовых агрегатов
Большой популярностью пользуются модульные мотор-автоматы, представляющие собой универсальные устройства, которые успешно справляются со всеми функциями, описанными выше.
Кроме этого, с их помощью можно производить регулировку параметров отключения с высокой точностью.
Современные мотор-автоматы представлены множеством разновидностей, отличающихся друг от друга по внешнему виду, характеристикам и способу управления. Как и при подборе обычного аппарата, нужно знать величину пускового, а также номинального тока. Кроме этого, надо определиться, какие функции должно выполнять защитное устройство. Произведя нужные расчеты, можно покупать мотор-автомат. Цена этих устройств напрямую зависит от их возможностей и мощности электрического мотора.
Особенности защиты электрических двигателей в производственных условиях
Нередко при включении устройств, мощность которых превышает 100 кВт, напряжение в общей сети падает ниже минимального. При этом отключения рабочих силовых агрегатов не происходит, но количество их оборотов снижается. Когда напряжение восстанавливается до нормального уровня, мотор начинает заново набирать обороты. При этом его работа происходит в режиме перегрузки. Это называется самозапуском.
Самозапуск иногда становится причиной ложного срабатывания АВ. Это может произойти, когда до временного падения напряжения установка в течение длительного времени работала в обычном режиме, и биметаллическая пластина успела прогреться. В этом случае тепловой расцепитель иногда срабатывает раньше, чем напряжение нормализуется. Пример падения напряжения в электросети автомобиля на следующем видео:
Чтобы предотвратить отключение мощных заводских электромоторов при самозапуске, используется релейная защита, при которой в общую сеть включаются токовые трансформаторы. К их вторичным обмоткам подключаются защитные реле. Эти системы подбираются методом сложных расчетов. Приводить здесь мы их не будем, поскольку на производстве эту задачу выполняют штатные энергетики.
Заключение
В этом материале мы подробно осветили тему защитных устройств для электрических двигателей, и разобрались с тем, как подобрать автомат для электромотора и какие параметры при этом должны быть учтены. Наши читатели могли убедиться, что расчеты, которые производятся при этом, совсем несложны, а значит, подобрать аппарат для сети, в которую включен не слишком мощный силовой агрегат, вполне можно самостоятельно.
Расчет автомата на насос.
Насос мощностью 1.2 кВт. Надо было купить провод и автомат для него. Я рассуждал так: 1200 делим на 220 получаем около 6 ампер тока. Т.е. провода 1.5мм медного должно хватить. Также и автомата н а 10 ампер должно хватить. В магазине сказали, что автомат не пойдет и провод такой не пойдет. По поводу автомата сказали, что пусковые токи гараздо больше, а по поводу провода я вообще не понял, почему убедили меня купить 2.5мм. Скажите, я лохонулся или это дейтсвительно так нужно?
какой насос? марка
какая длинна кабеля?
Не знаю марку. Кабель 10 метров.
какой насос? (для чего предназначен)
BravoOrlov написал :
Кабель 10 метров.
Значит, потерями можно пренебречь. Двигатель 1,2 кВт, номинальный ток ок. 6А, пусковой м.б. до 5-7*Iном., то есть более 30А. Длительность не известна.
ИМХО. Кабель 2,5 мм кв. в самый раз, а автомат подойдёт D10А.
Водяной насос.
sergey_sav какие размышления определяют ток автомата?
Номинальный рабочий ток.
1.5 кв. вполне хватит
BravoOrlov написал :
какие размышления определяют ток автомата?
Ток автомата нужно выбирать минимально возможным, но чтобы при этом не было ложных срабатываний (например при пуске насоса).
Сечение кабеля выбирается исходя из максимального рабочего тока (нагрузки) и падению напряжения по длине кабеля.
2.5 купили — это хорошо. На 10м экономия минимальная.
Теперь автомат:
6А — рабочий ток насоса
Пусковой ток. фиг его знает, может больше 5 номиналов. Еще важный параметр — это длительность пуска.
Но! т.к. куплен кабель 2.5 мм расчет можно сильно упростить:
2.5мм можно защитить автоматом на 16А. Ну и взять с характеристикой «С»
Как вариант — купить автомат на 10А , а если будет вылетать поставить его куда-нибудь на освещение, а на насос взять 16А.
Во, и еще . Наверняка в инструкции к насосу написано через какой автомат его подключать надо.
Я рассуждал так: 1200 делим на 220 получаем около 6 ампер тока. Т.е. провода 1.5мм медного должно хватить.
Рассуждения при приблизительном подсчёте в принципе верные(Вы забыли про косинус фи, но и с его учётом ток будет не выше 6..6,5 ампер)
Двигатель 1,2 кВт, номинальный ток ок. 6А, пусковой м.б. до 5-7*Iном., то есть более 30А. Длительность не известна.
от 30 Ампер АВ на ток С10 МГНОВЕННО не отключится, а отключится он лишь при ДЛИТЕЛЬНОМ токе такой величины(например, в случае если Ваш насос механически заклинит)
Поэтому, АВ на ток С10 вполне достаточно, в данном случае он будет защищать не только линию но и электродвигатель
Насос всё-таки центробежный или вибрационный? Впрочем, я бы в любом случае автомат С16А. поставил бы (и кабель 2,5 кв.мм.), особенно если автоматы ИЭК. К тому же автоматы категории «D» — не везде легко найти в продаже.
Если насос начнёт крутиться насухую, его автомат и на 10 Ампер не защитит. Точнее, сработает, уже когда крякнут обмотки. А на старте-то чего защищать, это же не пила и не фекальный насос, где в лопасти может залететь «подарок». Стартует без проблем, с 5-7 Iном.
А вот если у Вас нет группового УЗО, не забудьте на насос отдельно поставить 30-мА УЗО.
Если насос начнёт крутиться насухую, его автомат и на 10 Ампер не защитит.
От сухого хода не защитит, а вот от заклинивания электродвигателя вполне защитит.
А на старте-то чего защищать, это же не пила и не фекальный насос, где в лопасти может залететь «подарок».
И в водяной насос может что-нибудь попасть. да и к тому же двигатель может заклинить и по другим причинам, например, проблемах с подшипниками
Впрочем, я бы в любом случае автомат С16А. поставил бы (и кабель 2,5 кв.мм.)
Если кабель 2,5 уже куплен то, конечно, можно и так сделать.
К тому же автоматы категории «D» — не везде легко найти в продаже.
ой. лучше автоматы с характеристикой D не ставить в таких местах, ибо:
если человеку нужен насос значит у него скорее всего частный дом,
Если частный дом значит, скорее всего, ввод с ВЛ
А Вы уверенны что автомату с характеристикой D при КЗ хватит тока КЗ для мгновенного отключения?
petrkirov написал :
Если частный дом значит, скорее всего, ввод с ВЛ
А Вы уверенны что автомату с характеристикой D при КЗ хватит тока КЗ для мгновенного отключения?
+1. Об этом не подумал. Вторая причина поставить С16А.
petrkirov написал :
И в водяной насос может что-нибудь попасть. да и к тому же двигатель может заклинить и по другим причинам, например, проблемах с подшипниками
Не представляю, как в водяной насос может что-то попасть крупнее очень мелкого песка. Без фильтра любого типа его только полные лохи используют. А насчёт подшипников — изредка осматривать надо! За 5 минут такая неисправность не возникает.
читал несколько иностранных инструкций для дренажных насосов — производители требуют для защиты устанавливать мотор-автоматы, а также узо или диф с током утечки 30 мА. крутелкой устанавливается ток защиты равный максимальному насоса.
так как они в основном трехфазные то для однофазных подключаются так
kosmogor написал :
читал несколько иностранных инструкций для дренажных насосов — производители требуют для защиты устанавливать мотор-автоматы, а также узо или диф с током утечки 30 мА. крутелкой устанавливается ток защиты равный максимальному насоса.
так как они в основном трехфазные то для однофазных подключаются так
Ну хорошее требование на самом деле.
У мотор автомата уровень тока выставляется достаточно точно. И допуски/время срабатывания совсем другие чем у модульки. Соответственно такой автомат действительно может обеспечить защиту двигателя (модулька только кабеля).
А что касается трехфазности, то да, они все такие. Включая защиту от потери фазы.
«Недостаток» только один — цена. Которая существенно выше чем на модульку.
BravoOrlov написал :
Насос мощностью 1.2 кВт. Надо было купить провод и автомат для него.
Без обид. Не первый день на форуме.
В инете забить марку и почитать паспорт. Если без шильдика, полную инфу что, куда и зачем + фото (со всех сторон и клемник).
SVKan написал :
«Недостаток» только один — цена. Которая существенно выше чем на модульку.
к счастью данный недостаток решается с помощью местных онлайн-барахолок. У нас в РБ на онлайнере стоимость нового мотор-автомата нормального качества (шнайдер, еатон. ) нужного мне номинала примерна равна стоимости брендового двухполюсного автомата характеристики С (с Д еще дороже будут — так как их недостать). В крайнем случае есть попроще ИЭК и прочие китайцы, всяко лучше автомата где разбежка токов срабатывания огромна.
kosmogor написал :
к счастью данный недостаток решается с помощью местных онлайн-барахолок. У нас в РБ на онлайнере стоимость нового мотор-автомата нормального качества (шнайдер, еатон. ) нужного мне номинала примерна равна стоимости брендового двухполюсного автомата характеристики С (с Д еще дороже будут — так как их недостать). В крайнем случае есть попроще ИЭК и прочие китайцы, всяко лучше автомата где разбежка токов срабатывания огромна.
Только если Шнайдер/Итон с Али-Бабы. Там их как грязи. По 10 баксов за коробку.
Поставленный реально Шнайдером будет отличаться на порядок.
SVKan написал :
Только если Шнайдер/Итон с Али-Бабы. Там их как грязи. По 10 баксов за коробку.
Поставленный реально Шнайдером будет отличаться на порядок.
сможете визуально от оригинала отличить по ссылкам с фото:
kosmogor написал :
сможете визуально от оригинала отличить по ссылкам с фото:
А я и не говорил, что я их отличу.
По этим ничего не скажу. Сравнивать надо.
Шнайдер с табличкой АББ?
Такой сейчас передо мной лежит.
Крышечки пластиковой прозрачной на регулировке теплового расцепителя у автоматов поставляемых в РФ нет (место под установку есть).
На левом боку, который виден на фото, приклеена бирка с техданными, которой здесь нет.
В правом нижнем углу где подписано 32,5А на оригинале лайба LS. Соответственно в том месте где размещена лайба LS в оригинале ее нет.
Подпись Meta MEC MMS-32H на оригинале размещена немного ниже, чем на этом фото.
Про наклейку Ростетста упоминать не буду.
Может конечно для Китая они на китайском заводе делаются и немного отличаются в таких мелочах от сделанных в Корее (для Европы и для нас они делаются только в Корее).
во, до чего глобализация дошла!
ну человек в объявлении ошибся с кем не бывает.
Про наклейку Ростетста упоминать не буду.
Может конечно для Китая они на китайском заводе делаются и немного отличаются в таких мелочах от сделанных в Корее (для Европы и для нас они делаются только в Корее).
короче вы обломали мои мечты — дешево и сердито по-ходу не бывает.
какие хоть бумаги требовать и на что смотреть чтоб удостоверится что оригинал при покупке?
полазил по нету — нашел кучу таких автоматов, но с разными наклейками
грусть и печаль
Вам всё правильно сказали в магазине. Пусковой ток в 1,5 раза больше рабочего, так что ничего удивительного.По поводу провода тоже вам всё верно указали, так как ток будет больше в 1,5 раза при пуске.Так что вас не обманули.
kosmogor написал :
короче вы обломали мои мечты — дешево и сердито по-ходу не бывает.
какие хоть бумаги требовать и на что смотреть чтоб удостоверится что оригинал при покупке?
А хрен его знает.
Те же автоматы GV с маркой Телемеханик Шнайдер изначально в Китае делает. Думаю что внешне вообще никак отличаться не будут. А вот что внутренности будут идентичными совсем не факт.
По тому же Шнайдеру у нас в городе китайцы по всем прошлись с предложением своего Шнайдера. Кто-то наверное берет. Причем у меня были подозрения и в сторону самого что ни на есть авторизованного партнера Шнайдера. Больно низкие цены они одной конторе выставили. Ну не верю я что можно продать на 50 с лишним процентов дешевле рекомендованной розницы и прибыль при этом иметь.
Могут же продавать в одной конторе и настоящие и китай. в зависимости от того кому продают. Прибыль то ого-го получится.
LS могу продать и гарантировать 100% что оригинал.
Далековато правда находитесь.
Устройства защиты асинхронных электродвигателей
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Обеспечение защиты асинхронных электродвигателей требуется при следующих аварийных ситуациях:
Обрыв фазы (ОФ) возникает в 50% случаев. Происходит это:
- При коротком замыкании на фазе;
- При перегрузке по току;
- При возгорании электрокабеля;
- Ввиду некачественного крепления контакта проводника фаз и его перегорания.
ОФ не всегда вызывает остановку двигателя, но, при увеличенных нагрузках на валу, электродвигатель перегревается, что приводит к его сгоранию и выходу из строя.
Остальные 50% аварийных случаев, приходятся на:
- Нарушение чередования фаз – возможно при ошибочно проведенных ремонтных работах в щитовой и кабельной системе;
- Слипание фаз – происходит при нарушении изоляции в кабеле питания, а также из-за положения проводов на столбах внахлест;
- Перекос фаз – когда нагрузка на фазах распределена неравномерно;
- Сбой в системе управления охлаждением двигателя;
- Другие технологические перегрузки.
УСТРОЙСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗОК
Контроллер электродвигателя, в зависимости от его типа, может осуществлять один или несколько видов защиты электродвигателя:
- От короткого замыкания;
- От замыкания на землю;
- Тепловую;
- Минимальной и максимальной токовой.
Компания Новатек предлагает следующие виды устройств защиты электродвигателя:
Блок защиты УБЗ-301
Представлен потребителям в трех модификациях, классификация которых обусловлена диапазоном номинального тока – 50-50А, 10-100А, 63-630А. Каждое из этих устройств выполняет защиту трехфазного двигателя от пропадания фазы; при недостаточном напряжении в сети и при других механических отклонениях. Работает прибор с высокой точностью и степенью надежности.
Прибор является микропроцессорным автоматическим устройством, не требующим оперативного питания. При аварийных ситуациях, возникших в сетевом напряжении, прибор, после восстановления всех параметров, автоматически выполняет повторное включение. Если же проблема возникла в самом двигателе, то устройство блокирует его повторный запуск.
Блок защиты УБЗ-302
Приоритетное предназначение прибора состоит в защите трехфазного двигателя от пропадания одной фазы и контроле других параметров трехфазных асинхронных двигателей. В набор его защит заложен полный комплекс параметров, реализованных в устройстве УБЗ-301. Помимо этого, устройство осуществляет дополнительную тепловую защиту электродвигателя, а также защиту от блокировки ротора и затянутого пуска.
Устройство для защиты трехфазных электродвигателей применяют с целью поддержания качественной работы различных инженерных и промышленных систем:
- Отопления и водоснабжения:
- Вентиляции и кондиционирования;
- Автоматического контроля и учета на производстве;
- Управления технологическим процессом.
Блок защиты УБЗ-302-01
Универсальный прибор, применяемый для двухскоростных электродвигателей, а именно для контроля параметров напряжения сети, показателей сопротивления изоляции устройства и активных значений линейных и фазных токов.
Набор параметров совершается с помощью программных задач, устанавливаемых пользователем. Допускается установка автоматического отключения или включения прибора, после настройки действующих параметров.
Блоки защиты УБЗ-304 и УБЗ-305
Релейная защита электродвигателей, совершаемая с помощью приборов УБЗ 304 и 305, которые работают с устройствами в диапазоне мощности от 2,5 до 315 кВт и при условии использования стандартных внешних трансформаторов с током на выходе 5А.
Эти универсальные устройства работают в изолированной сети и с глухозаземленной нейтралью. Разница между приборами состоит в их исполнении – щитовая для модели 304, а для 305 – DIN-рейка.
Блок защиты УБЗ-115
Данная модель устройства служит для защиты однофазного двигателя с мощностью до 5,5 кВт и силой тока до 25А. Прибором обеспечивается тепловая защита двигателя, а также защита электродвигателя, в случае таких аварийных ситуаций, как:
- Нарушение в сетевом напряжении;
- Затянутый пуск (есть функция плавного пуска, с возможностью дистанционного управления);
- «Сухой ход», когда исчезает нагрузка на валу электродвигателя»
- Механический перегруз.
Блок защиты УБЗ-118
Принцип работы данного прибора аналогичен работе устройства УБЗ-115, с той лишь разницей, что для УБЗ-118 мощность двигателя составляет до 2,6 кВт. Устройство предназначено для асинхронных однофазных двигателей, которые работают на одном фазосдвигающем конденсаторе, то есть, схема включения не предполагает пускового конденсатора.
Разобраться с принципом работы каждого из устройств более детально, рекомендуем, при помощи технической документации, которая представлена на сайте компании. В случае, дополнительных вопросов, возникших в процессе ее изучения, вы можете получить бесплатную консультацию наших специалистов в онлайн-режиме.
- Компания
- Оплата и доставка
- Гарантия
- Контакты
- Документация
- Прекращение работы сайта
Copyright © 1998-2020 Официальный интернет-магазин ООО «Новатек-Электро» Директор — Новиков Александр Валерианович, ОГРН1137847210918, ОКПО 20508249
Тепловая защита электродвигателя. Электротепловое реле.
17 Дек 2014г | Раздел: Электрика
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели принципиальные схемы включения магнитного пускателя, обеспечивающие реверс вращения электродвигателя.
Продолжаем знакомиться с магнитным пускателем и сегодня рассмотрим типовые схемы подключения электротеплового реле типа РТИ, которое предназначено для защиты от перегрева обмоток электродвигателя при токовых перегрузках.
1. Устройство и работа электротеплового реле.
Электротепловое реле работает в комплекте с магнитным пускателем. Своими медными штыревыми контактами реле подключается к выходным силовым контактам пускателя. Электродвигатель, соответственно, подключают к выходным контактам электротеплового реле.
Внутри теплового реле находятся три биметаллические пластины, каждая из которых сварена из двух металлов, имеющих различный коэффициент теплового расширения. Пластины через общее «коромысло» взаимодействуют с механизмом подвижной системы, которая связана с дополнительными контактами, участвующими в схеме защиты электродвигателя:
1. Нормально-замкнутый NC (95 – 96) используют в схемах управления пускателем;
2. Нормально-разомкнутый NO (97 – 98) применяют в схемах сигнализации.
Принцип действия теплового реле основан на деформации биметаллической пластины при ее нагреве проходящим током.
Под действием протекающего тока биметаллическая пластина нагревается и прогибается в сторону металла, имеющего меньший коэффициент теплового расширения. Чем больший ток будет протекать через пластину, тем сильнее она будет греться и прогибаться, тем быстрее сработает защита и отключит нагрузку.
Допустим, что электродвигатель подключен через тепловое реле и работает в нормальном режиме. В первый момент времени работы электродвигателя через пластины течет номинальный ток нагрузки и они нагреваются до рабочей температуры, которая не вызывает их изгиб.
По какой-то причине ток нагрузки электродвигателя стал увеличиваться и через пластины потек ток выше номинального. Пластины начнут сильнее греться и прогибаться, что приведет в движение подвижную систему и она, воздействуя на дополнительные контакты реле (95 – 96), обесточит магнитный пускатель. По мере остывания пластины вернутся в исходное положение и контакты реле (95 – 96) замкнутся. Магнитный пускатель опять будет готов к запуску электродвигателя.
В зависимости от величины протекающего тока в реле предусмотрена уставка срабатывания по току, влияющая на силу изгиба пластины и регулирующаяся поворотным регулятором, расположенным на панели управления реле.
Помимо поворотного регулятора на панели управления расположена кнопка «TEST», предназначенная для имитации срабатывания защиты реле и проверки его работоспособности до включения в схему.
«Индикатор» информирует о текущем состоянии реле.
Кнопкой «STOP» обесточивается магнитный пускатель, но как в случае с кнопкой «TEST», контакты (97 – 98) не замыкаются, а остаются в разомкнутом состоянии. И когда Вы будете задействовать эти контакты в схеме сигнализации, то учитывайте этот момент.
Электротепловое реле может работать в ручном или автоматическом режиме (по умолчанию стоит автоматический режим).
Для перевода в ручной режим необходимо повернуть поворотную кнопку «RESET» против часовой стрелки, при этом кнопка слегка приподнимается.
Предположим, что сработало реле и своими контактами обесточило пускатель.
При работе в автоматическом режиме после остывания биметаллических пластин контакты (95 — 96) и (97 — 98) автоматически перейдут в исходное положение, тогда как в ручном режиме перевод контактов в исходное положение осуществляется нажатием кнопки «RESET».
Кроме защиты эл. двигателя от перегрузок по току, реле обеспечивает защиту и в случае обрыва питающей фазы. Например. При обрыве одной из фаз, электродвигатель, работая на оставшихся двух фазах, станет потреблять больше тока, отчего биметаллические пластины нагреются и реле сработает.
Однако электротепловое реле не способно защитить двигатель от токов короткого замыкания и само нуждается в защите от подобных токов. Поэтому при установке тепловых реле необходимо устанавливать в цепь питания электродвигателя автоматические выключатели, защищающие их от токов короткого замыкания.
При выборе реле обращают внимание на номинальный ток нагрузки электродвигателя, который будет защищать реле. В инструкции по эксплуатации, идущей в коробке, есть таблица, по которой выбирается тепловое реле для конкретной нагрузки:
Например.
Реле РТИ-1302 имеет предел регулировки тока уставки от 0,16 до 0,25 Ампер. Значит, нагрузку для реле следует выбирать с номинальным током около 0,2 А или 200 mA.
2. Принципиальные схемы включения электротеплового реле.
В схеме с тепловым реле используют нормально-замкнутый контакт реле КК1.1 в цепи управления пускателем, и три силовых контакта КК1, через которые подается питание на электродвигатель.
При включении автоматического выключателя QF1 фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопки SB2 «Пуск», вспомогательный контакт 13НО пускателя КМ1, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.
При нажатии на кнопку SB2 фаза через нормально-замкнутый контакт КК1.1 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его все нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.
При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват. При замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» через контакты теплового реле КК1 поступают на обмотки электродвигателя и двигатель начинает вращение.
При увеличении тока нагрузки через силовые контакты термореле КК1, реле сработает, контакт КК1.1 разомкнется и пускатель КМ1 обесточится.
Если возникнет необходимость в простой остановке двигателя, то достаточно будет нажать на кнопку «Стоп». Контакты кнопки разорвутся, фаза прервется и пускатель обесточится.
На фотографиях ниже показана часть монтажной схемы цепей управления:
Следующая принципиальная схема аналогична первой и отличается лишь тем, что нормально-замкнутый контакт термореле (95 – 96) разрывает ноль пускателя. Именно эта схема получила наибольшее распространение из-за удобства и экономичности монтажа: ноль сразу заводят на контакт термореле, а со второго контакта реле бросают перемычку на катушку пускателя.
При срабатывании термореле контакт КК1.1 размыкается, «ноль» разрывается и пускатель обесточивается.
И в заключении рассмотрим подключение электротеплового реле в реверсивной схеме управления пускателем.
От типовой схемы она, как и схема с одним пускателем, отличается лишь наличием нормально-замкнутого контакта реле КК1.1 в цепи управления, и тремя силовыми контактами КК1, через которые запитывается электродвигатель.
При срабатывании защиты контакты КК1.1 разрываются и отключают «ноль». Работающий пускатель обесточивается и двигатель останавливается. При возникновении необходимости в простой остановке двигателя достаточно нажать на кнопку «Стоп».
Вот и подошел к логическому завершению рассказ о магнитном пускателе.
Понятно, что только одних теоретических знаний мало. Но если Вы будете практиковаться, то сможете собрать любую схему с применением магнитного пускателя.
И уже по сложившейся традиции небольшой видеоролик о применении электротеплового реле.