Автоматический выключатель морского регистра
Микропроцессорные системы судовой электроэнергетики
Издательство СПб ГЭТУ «ЛЭТИ»
Леута А. А. Микропроцессорные системы судовой электроэнергетики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. 108 с.
I SbN 5 – 7629- 0898- 4
Представлено современное состояние средств микропроцессорной техники, рассматриваются функциональные свойства и схемотехнические решения, даются рекомендации к выбору элементной базы и разработке программного обеспечения при проектировании судовых систем управления электротехническими системами и техническими средствами, приводятся примеры использования микропроцессоров в судовых электроэнергетических системах/
Предназначено для студентов специальности 180900, а также для инженеров на курсах повышения квалификации (может быть рекомендовано для других электротехнических специальностей).
редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
ISNB 5-7629-0898-4 © СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008
Введение
В соответствии с требованиями Регистра морского судоходства в настоящее время все современные суда должны оснащаться системами автоматизации технических средств.
Для классификации автоматизированных судов введены специальные знаки:
А1 – для автоматизированных судов с безвахтенным обслуживанием машинных отделений и центральных постов управления (ЦПУ);
А2 – автоматизированные суда с дистанционным обслуживанием машинных отделений из ЦПУ.
Общая тенденция автоматизации судов заключается в оснащении их бортовыми управляющими вычислительными комплексами и автоматическими устройствами с использованием принципов:
-интеграции, т. е. объединения или поглощения одних систем другими;
-локализации, т. е. выделения ресурсов систем в локальные системы, максимально приближая их к объектам.
К бортовой аппаратуре судовых и корабельных технических систем предъявляются существенно более жесткие требования по сравнению с аналогами, предназначенными для эксплуатации в общепромышленных условиях.
Это накладывает определенный отпечаток на проектирование, технологию изготовления и особенности эксплуатации такой аппаратуры.
Новые электротехнические материалы и технологии создания силовых полупроводниковых структур позволяют находить новые оптимизированные схемотехнические и конструктивные решения, разрабатывать новые алгоритмы управления и создавать специализированное программное обеспечение для аппаратуры. В целом, оказывает существенное влияние на судовую электротехнику, электроэнергетику и системы управления техническими средствами корабля.
Сегодня, о существовании новых тенденций в развитии бортовой электроаппаратуры, можно судить по двум следующим факторам:
1) существенному повышению доли участия и роли статических преобразователей (СП) электроэнергии в составе корабельных технических систем;
2) усилению роли технологии цифровой обработки данных в распределенных системах и локальных узлах корабельных систем.
Современными средствами автоматизации, без сомнения, являются микроэлектронные средства (микропроцессоры, микроконтроллеры), прошедшие за сравнительно короткий отрезок времени гигантский путь развития. Благодаря высокой эффективности в эксплуатации, постоянно возрастающей производительности, снижению стоимости и массогабаритных показателей микроэлектронные средства автоматизации занимают прочные позиции в области обработки данных, в то время как механическим, гидравлическим, электромагнитным и другим устройствам сегодня отводится роль датчиков и исполнительных органов.
Развитие микроэлектроники можно условно представить в виде этапов, связанных с разработками и освоением промышленностью следующих изделий:
-микросхем малой степени интеграции, содержащих 1- 4 вентиля в корпусе с 14— 16 выводами (pin) для внешних присоединений;
-микросхем средней степени интеграции, содержащих 1- 4 триггера по 2—8 вентилей каждый в корпусах 14-20 pin;
-микросхем большой степени интеграции (большие интегральные схемы (БИС)), содержащих сотни элементов, эквивалентных микросхемам малой степени интеграции в корпусах 20-32 pin; сверхбольших интегральных схем (СБИС), включающих до сотни элементов типа БИС в корпусах 144-200pinс размерами всего 10*10 мм.
Последние два этапа имеют решающее значение в развитии средств автоматизации, так как связаны с появлением микропроцессоров (МП), которые всего за 30 лет развития смогли привести к следующим впечатляющим результатам.
Первый образец микропроцессора Intel-4004 (1971), за который авторы удостоились Нобелевской премии, содержал электронную схему на 2300 транзисторах, выполнял 60 000 оп./с на тактовой частоте в 750 кГц и стоил около $200.
Современные образцы мощных микропроцессоров (Alpha 21 264; 1998) включают до 15-20 млн транзисторов, способны на частоте 600 МГц обрабатывать данные с производительностью до 2 млрд оп./с , стоят около $300,т. е. вместимость электрической схемы, тактовая частота и производительность возросли в десятки тысяч раз, в то время как стоимость выросла не столь значительно.
Таких результатов человечество не добивалось еще ни в какой другой области.
В качестве примера в популярной технической литературе наиболее часто приводят следующие сравнения с автомобильной промышленностью. Если бы подобными темпами развивалась автомобильная промышленность, то очевидно, что современный «Роллс-Ройс» должен был бы иметь пробег около полумиллиона миль на одном галлоне топлива и при стоимости почти в $3 его легче было бы выбросить, чем платить за парковку.
Элементная база современных микропроцессорных систем (МПС) развивается в двух основных направлениях:
-микропроцессоры (МП), как средства цифровой обработки данных и БИС памяти для вычислительных систем, ЭВМ, компьютеров, транспьютеров;
-микроконтроллеры (МК), как средства автоматики, способные самостоятельно решать четко ограниченный круг задач в непосредственной близости к объектам контроля или управления.
В данном пособии оба направления рассмотрены с точки зрения ознакомления с современным состоянием средств автоматизации, предлагаемых на рынке фирмами-производителями, а также с целью получения представления о функциональных возможностях МПС. Приводятся материалы, позволяющие ознакомиться с применением МПС в судовой электроэнергетике, освоить процесс разработки новых автоматизированных систем и отдельных устройств.
Учебный курс сопровождается циклом практических занятий по освоению технологии разработки, отладки и испытаний программного обеспечения с помощью ПК и специализированной среды разработчика программ для семейства микроконтроллеров, а также циклом лабораторных работ, позволяющих подробно ознакомиться с конкретными микроконтроллерными устройствами, программировать их и исследовать алгоритмы функционирования и технические характеристики.
Завершением курса обучения по данной дисциплине является выполнение учащимся курсового проекта или курсовой работы на тему, согласованную с преподавателем.
Руководящие материалы для выполнения лабораторных работ, практических занятий и курсового проекта изложены в специальном издании: «Микропроцессоры в судовой электротехнике»: Методические указания к лабораторным работам, практическим занятиям и курсовому проектированию по дисциплине «Микропроцессорные устройства в судовых электроэнергетических системах» / составители: Т.Н. Королёва, А.А. Леута, С.Н. Турусов. СПб.: Изд-во СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2001./.
Классификация трубопроводной судовой арматуры
Современное судно – это сложная система трубопроводов, которая призвана обеспечить живучесть не только самого корабля, но и перевозимых грузов, поэтому важную роль в функционировании этой системы играет судовая арматура. Она состоит из всевозможных деталей и элементов, например, это:
- Краны;
- Клапаны;
- Конденсатоотводчики;
- Кингстоны.
Их роль заключается в поддержании специальных и общесудовых трубопроводов в исправном функциональном состоянии.Учитывая тот факт, что арматура трубопроводов кораблей работает в сложных условиях агрессивных внешних и внутренних сред, то к её конструкциям и материалам, из которых она изготавливается, предъявляют жесткие требования.Детали и комплектующие трубопроводной арматуры судов должны иметь:
- Прочность и повышенную надёжность;
- Устойчивость к коррозийным процессам;
- Химическую деструкцию;
- Стойкость к гидравлическим ударам, вибрационную, шумовую.
Подбор трубопроводной арматуры на судах осуществляют очень тщательно. Это делается по двум основным причинам:
- Во-первых, использование её в агрессивной окружающей среде, например, соленая вода, если она используется на морских кораблях;
- Во-вторых, следует принимать во внимание перевозимые грузы, их агрессивные свойства, например, горючие материалы, нефть, кислотные продукты, материалы с активными компонентами и т. п.
При неправильном подборе компонентов в элементах конструкций судовой арматуры, весь комплекс трубопроводных коммуникаций может прийти в негодность, что может привести к сложным аварийным ситуациям на корабле.
Она разделяется на 4 основные класса:
- Регулирующая служит для коррекции или поддержания функциональных параметров состояния среды.
- Запорная арматура отключает и изменяет направление потока в функциональных частях трубопроводов.
- Предохранительная несет в себе функцию защиты всей системы трубопроводов или отдельных их участков от утечек и повреждений.
- Контрольная осуществляет контроль и нормализацию параметров рабочих сред.
Самая распространенный класс из всех – это запорная арматура. Она обеспечивает корректную работу всей энергетической системы корабля, со всем комплексом оборудования и механизмов. Данный вид арматуры отрабатывает 2 основных цели:
- перекрывает потоки жидкостей или газов в различных секциях трубопроводов;
- корректирует параметры транспортируемых потоков.
По данному виду судовая трубопроводная арматура делится на 3 класса. Она может иметь:
- ручной привод;
- механический (электрический, пневматический, гидравлический, электромагнитный) привод;
- арматуру под привод, который расположен удаленно.
Современные средства автоматики позволяют всё управление арматурой осуществлять не просто удалённо, а автоматически, по специальным алгоритмам, прописанным в специальных программах комплекса управления кораблём.
Здесь имеется 2 основных класса – это управляемая арматура и автоматическая (или автономная) арматура.Управляемая арматураУправление рабочим циклом осуществляется по командам, которые подаются в заданные определенные моменты времени.Автономная арматураУправление и работа происходит исключительно под давлением транспортируемой среды.
В этот класс входят следующие устройства для трубопроводов:
- клапаны обратные;
- регуляторы давления;
- регуляторы уровня;
- клапаны предохранительные;
- конденсатоотводчики;
- клапаны перепускные.
Не так давно почти вся судовая арматура производилась из различных марок углеродистой стали, бронзы, чугуна, латуни. Времена изменились и на смену старым материалам стали приходить новые, обладающие лучшими антикоррозийными свойствами, более легкие и износостойкие:
- нержавеющая сталь;
- титан;
- сверхнадёжные сплавы, обладающие особыми характеристиками.
Стоит отметить, что улучшение качественных показателей применяемых материалов для производства арматуры и её компонентов, существенно сказалось на цене. Она стала выше и существенно. Но зато долговечность оборудования увеличилась в несколько раз.
Учитывая сложные условия эксплуатации судовой арматуры и требования к безопасности морского и речного транспорта, вся она проходит сертификацию в Российском Морском Регистре Судоходства (РМРС).Сертификаты РМРС имеются на всю поставляемую арматуру: регулирующую, запорную, контрольную, предохранительную. Сертификат РМРС – документ, подтверждающий соответствие материалов и изделий, предназначенных для постройки и комплектации судов и плавучих средств требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.В сертификате учтены требования международных конвенций и рекомендаций Международной морской организации (IMO), которая регламентирует технические требования, связанные с международным торговым судоходством. При необходимости в сертификате могут быть учтены все необходимые для конкретного изделия и материала иные нормативные документы.Наша компания следит за качеством поставляемой продукции и ценит репутацию своих клиентов. Сертификаты на судовую трубопроводную арматуру предоставляются по первому требованию заказчика и включены в необходимый перечень поставки.
Указатели уровня жидкости с одобрением Российского Морского Регистра Судоходства
Указатели или индикаторы уровня жидкости предназначены для визуального контроля наличия и объема жидкостей. Свидетельство о типовом одобрении, выданное Российским морским регистром судоходства, гарантирует отсутствие рисков для безопасности морского или речного судоходства, экипажей судов, кораблей, морской экологии.
Свидетельство морского регистра судоходства на байпасные индикаторы уровня жидкости
В случае применения индикаторов на оборудовании, которое эксплуатируется на судах и кораблях, нефтедобывающих и газодобывающих морских платформах, объектах береговой и портовой инфраструктуры, они должны быть одобрены специальным сертифицирующим органом в области судостроения и мореплавания.
В России таким органом является Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС). При покупке индикаторов или указателей морского применения в нашей компании, вы получаете свидетельство о типовом одобрении, выданное именно РМРС.
Помимо свидетельства, подтверждающего возможность применения индикаторов и уровнемеров на морских судах и платформах, поставка оборудования сопровождается заверенными копиями сертификатов соответствия других нормативных документов.
Свидетельство о внесении указателей в реестр средств измерения
Свидетельство Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении типа средств измерения.
Сертификат взрывозащиты байпасных индикаторов
Сертификат соответствия требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности оборудования работающего во взрывоопасных средах» ТР/ТС012/2011.
Сертификат безопасности байпасных уровнемеров, работающих под давлением
Сертификат соответствия требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности оборудования работающего под избыточным давлением» ТР/ТС032/2013.
Применение указателей уровня байпасных
Байпасные уровнемеры применяются в различных отраслях промышленности: химической и других перерабатывающих отраслях, судостроении, тепло-электро-генерации, автомобильной, нефтехимической промышленности, а также в гидравлических и холодильных системах, на железнодорожном и речном транспорте.
Наиболее широкое распространения средства измерения на основе байпасной камеры, которая использует физический принцип сообщающихся сосудов, получили для контроля уровня жидкостей в:
Виды байпасных индикаторов уровня морского исполнения
Указатель уровня – это многофункциональное устройство, которое в зависимости от комплектации решает различные задачи:
Индикация уровня для морского применения
Если используется только байпасная камера и роликовый индикатор (1) то возможен лишь визуальный контроль уровня, цвет роликов можно выбирать для обеспечения надежности фиксации аварийных ситуаций.
Для большей точности указатель может быть укомплектован измерительной шкалой (4).
Сигнализация уровня
При установке на байпасную камеру магнитных сигнализаторов (2) в точки, соответствующие заданным уровням, указатель получает дополнительный функционал – сигнализация при достижении жидкостью установленного уровня. Этот сигнал передается на вышестоящие уровни автоматики и телеметрии.
Преобразователь уровня – байпасный уровнемер морского исполнения
Дополняя байпасный индикатор магниточувствительным преобразователем (3), сигнал которого пропорционален положению поплавка с магнитом в байпасной камере указателя, прибор измерения превращается в байпасный уровнемер с точностью преобразования до 0,1 мм. Преобразованный сигнал может отображаться на удаленном индикаторном устройстве или заводиться в систему АСУТП. Доступны токовый выход 4…20 мА и потенциометрический пропорциональный сигнал.
Характеристики указателей морского применения
Типы подключения индикаторов морского регистра к процессам
Тип А![]() Верхнее и нижнее технологические отверстия: просвет сверху до низу. Верхний конец поплавковой камеры: резьбовая крышка. Нижний конец поплавковой камеры: фланец. | Тип B![]() Верхнее и нижнее технологические отверстия: просвет сверху вниз. Верхние и нижние окончания поплавковой камеры, они же присоединения: фланец. | Тип K![]() Верхнее и нижнее технологические отверстия: вбок. Верхний конец поплавковой камеры: крышка. Нижний конец поплавковой камеры: сервисный фланец. | Тип O![]() Верхний и нижний технологические отверстия вбок. Верхний и нижний концы поплавковой камеры: сервисный фланец. |
Материалы, применяемые в байпасных указателях РМРС
Стандартные стали:
- Нержавеющая сталь
- 316 / 316L
- 1.4404 / 1.4432 1.4435
- Аустенитная нержавеющая сталь группы А4
Опциональные нержавеющие стали:
- 304/304L 1.4301 / 1.4306
- 1.4307
- (316Ti) 1.4571
- 321 1.4541
Инженерные пластмассы:
- PVDF, PP, PE, PVC
- ECTFE (Halar) для покрытий
- PTFE-PFA для футеровки
- Teflon-PFA для покрытий
Требования регистра к оборудованию автоматизации судов
Основные понятия и определения. Общие требования к автоматизации
Какими основными понятиями характеризуется автоматизация?
В качестве основных понятий приняты следующие:
система автоматизации — это совокупность элементов и устройств для создания конструктивного и функционального целого, предназначенного для выполнения определенных функций в области управления, контроля и защиты;
элемент системы автоматизации — это самостоятельный в конструктивном отношении прибор (или устройство), используемый в системе автоматизации (например, реле, измерительное устройство, сервопривод, датчик, исполнительный механизм, усилитель). Автоматизированными объектами могут быть: двигатель, котельная установка, судовые системы или другие устройства, оборудованные системами и устройствами автоматического регулирования, управления, контроля и защиты; управление — это процесс задания, поддержания режима работы объекта на основе анализа информации о его состоянии. Все виды управления могут быть непосредственными (местными) или дистанционными. В системах дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) должна быть обеспечена возможность дистанционного задания одним органом управления требуемых режимов работы при автоматическом выполнении промежуточных операций по заданной программе и исключена возможность одновременного управления с разных постов;
регулирование — такой процесс управления непрерывными режимами, при котором параметр, характеризующий режим, поддерживается в заданных пределах постоянным или изменяющимся по определенной программе, реализуемой регулятором;
регулятор — автоматическое устройство, воспринимающее отклонение некоторого значения от заданного и воздействующее на процесс в сторону восстановления регулируемого параметра. Существует множество регуляторов, которые можно классифицировать по разным признакам (например, регулятор уровня гидравлический с изодромной обратной связью, регулятор уровня электрический без обратной связи).
Регуляторы могут быть: по виду используемой энергии — прямого действия, гидравлическими, пневматическими, электрическими, комбинированными; по типу обратной связи — без обратной связи, с жесткой обратной связью, с изодромной обратной связью, комбинированными. Кроме того, по параметрам регулирования могут быть регуляторы давления, температуры, уровня, частоты вращения и д.р.;
регулируемая величина — физический показатель, характеризующий состояние происходящего в объекте регулирования процесса. Регулируемыми величинами применительно к судовым установкам являются частота вращения двигателя, температура воды, масла и пара, уровень воды в котле, топлива и масла в емкости, давление пара, воды, масла и т. д.
Какие задачи решаются при внедрении современных средств автоматизации? На судах широкое распространение получают вычислительная техника, микропроцессоры и микроЭВМ. В перспективе с помощью судовой системы обработки данных могут быть решены вопросы: фиксирования части оперативной информации, связанной с эксплуатацией технических средств (ТС) и используемой до очередного заводского ремонта (отклонение параметров от допустимых пределов, срабатывание средств защиты, переключение механизмов и т. п.);
регистрации отчетно-статистической информации, используемой после завершения эксплуатационного цикла для последующего анализа состояния ТС и уровня их технического обслуживания с целью определения и планирования мероприятий по улучшению эксплуатационных характеристик оборудования и судна в целом;
возможности восстановления последовательности событий при анализе аварийных ситуаций; сокращения до минимума трудозатрат экипажа на ведение судовой отчетности и переход к автоматическому заполнению машинного журнала;
создания предпосылок к автоматизированной обработке документов судовой отчетности на разных уровнях.
В книге рассмотрены системы судовых энергетических установок (СЭУ), где в качестве главных двигателей используются дизели.
Какие основные понятия, характеризующие средства автоматизации, определены Правилами Регистра? Правилами Регистра приняты следующие понятия:
автоматизированный механизм —двигатель, котельная установка, судовые системы или другой механизм, оборудованный системами и устройствами автоматического регулирования, управления, контроля и защиты;
дистанционное автоматизированное управление — это управление, с помощью которого можно задавать желаемый режим работы механизма, воздействуя на элемент управления (например, регулирующий рычаг или рукоятку). Система управления в дальнейшем выполняет самостоятельно все промежуточные действия;
система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) — система, подающая сигнализацию о достижении контролируемыми параметрами установленных предельных значений и об изменении нормальных режимов работы механизмов и устройств;
система защиты — система, предназначенная для определенного автоматического воздействия на управляемую установку с целью предупреждения аварии или ограничения ее последствий;
система индикации — система, получающая информацию о значениях определенных физических параметров или об изменении определенных состояний;
устройство автоматизации — часть системы автоматизации, составленная из элементов, соединенных в одно конструктивное и функциональное целое.
Согласно Правилам Регистра надзору при изготовлении на заводе подлежит следующее оборудование автоматизации:устройства систем централизованного контроля, аварийно предупредительной сигнализации и защиты механической установки.
В каких случаях система АПС должна подавать сигналы?
В зависимости от объема автоматизации установок и порядка наблюдения за их работой система АПС должна подавать сигнал при достижении контролируемыми параметрами предельных значений. При срабатывании систем защиты; при отсутствии энергии для питания отдельных систем автоматизации; при включении аварийных источников энергии; при изменении параметров или состояний, сигнализация о которых предписывается требованиями Правил Регистра.
Сигнализация о неисправности механизмов должна быть предусмотрена на постах управления.
При каких обстоятельствах должна срабатывать система защиты?
Система защиты должна срабатывать автоматически при появлении неисправностей, которые могут вызывать аварийное состояние механизмов или устройств. При этом должны быть восстановлены нормальные условия (посредством пуска резервных агрегатов) или работа механизмов временно приспособлена к возникшим условиям (снижена нагрузка механизма), или механизмы и котлы защищены от аварийного состояния в результате остановки механизма и прекращения подачи топлива.
Какие уровни автоматизации определены Регистром?
Регистр по символу класса самоходных судов добавляет знаки А1, А2 и А3. Знак А3 распространяется на суда с главными двигателями мощностью до 1500 кВт и упрощенной электростанцией вследствие использования электрогенераторов с приводом от главного двигателя.
Какой уровень автоматизации должен быть обеспечен на судах, в символ класса которых добавляется знак A2?
Суда со знаком А2 в символе класса должны быть оборудованы системами автоматизации в объеме, позволяющем производить дистанционное автоматизированное управление с мостика главными механизмами и движителями, обеспечивающими требуемое маневрирование судном. Предусматриваемое оборудование автоматизации при всех условиях плавания, включая маневрирование, должно обеспечивать такой же уровень безопасности судна, как и на судах с вахтой в машинных помещениях. Должно быть предусмотрено дистанционное управление из центрального поста управления (ЦПУ) главными и вспомогательными механизмами,
Все оборудование, устанавливаемое в машинных помещениях, должно быть приспособленным к работе в условиях без вахтенного обслуживания.
По согласованию с Регистром допускается выполнение отдельных операций (пополнение цистерн, очистка фильтров и т. п.) с местных постов управления, если эти операции будут выполняться с определенной периодичностью (не чаще 1 раза за 12 ч).
Автоматический выключатель морского регистра
Символы и сокращения, используемые в информации по судам
Основной символ класса судна или плавучего сооружения, построенного по Правилам и под надзором Российского Морского регистра Судоходства
Основной символ класса судна или плавучего сооружения, которое полностью либо его корпус, или механическая установка, механизмы, оборудование построено и/или изготовлено по Правилам и под надзором другого признанного Российским морским регистром судоходства классификационного органа, а затем судну или плавучему сооружению присвоен класс Российского морского регистра судоходства
Основной символ класса судна или плавучего сооружения, которое полностью (либо его корпус, или механическая установка, механизмы, оборудование) построено и/или изготовлено по Правилам и под надзором классификационного общества-члена МАКО, но которому в силу особенностей конструкции невозможно присвоение основного символа класса КМ* при переклассификации на класс Российского морского регистра судоходства
Основной символ класса судна или плавучего сооружения, которое полностью(либо его корпус, или механическая установка, механизмы, оборудование)построено и/или изготовлено без надзора признанного Российским морским регистром судоходства классификационного органа или вообще без надзора классификационного органа, а затем судну или плавучему сооружению присвоен класс Российского морского регистра судоходства
Знак категории ледовых усилений судна (самостоятельное плавание во всех районах Мирового океана в летне-осенний период навигации)
Знак категории ледовых усилений судна (самостоятельное плавание в Арктике в летне-осенний период навигации в легких ледовых условиях и в замерзающих неарктических морях круглогодично)
Знак категории ледовых усилений судна (самостоятельное плавание в Арктике в летний период навигации в битом разреженном льду и в замерзающих неарктических морях круглогодично в легких ледовых условиях)
Знак категории ледовых усилений судна (самостоятельное плавание в неарктических морях в мелкобитом разреженном льду)
Знак категории ледовых усилений судна (самостоятельное плавание в неарктических морях в мелкобитом разреженном льду)
Знак категории ледовых усилений судна (самостоятельное эпизодическое плавание в неарктических морях в мелкобитом разреженном льду)
Знак категории ледокола (выполнение всех видов ледокольных работ в арктических морях по прибрежным и высокоширотным заприпайным трассам в течение всего года. Может продвигаться в сплошном ледяном поле толщиной более 2,0 м. Суммарная мощность на гребных валах 47807 кВт и более)
Знак категории ледокола (выполнение всех видов ледокольных работ в арктических морях в летний период, а в зимний период по прибрежным трассам. Может продвигаться в сплошном ледяном поле толщиной менее 2,0 м. Суммарная мощность на гребных валах от 22065 до 47807 кВт)
Знак категории ледокола (выполнение всех видов ледокольных работ в неарктических замерзающих морях, в мелководных и устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, в зимний период самостоятельно, а также в арктических морях по прибрежным трассам в течение всего года совместно с ледоколами высших категорий. Может продвигаться в сплошном ледяном поле толщиной до 1,5 м. Суммарная мощность на гребных валах от 11032 до 22065 кВт)
Знак категории ледокола (выполнение всех видов ледокольных работ в портовых и припортовых акваториях в течение всего года самостоятельно, а также в неарктических замерзающих морях в зимний период совместно с ледоколами высших категорий). Может продвигаться в сплошном ледяном поле толщиной до 1,0 м. Суммарная мощность на гребных валах менее 11032 кВт)
Знак категории ледокола (выполнение ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, а также в замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,0 м)
Знак категории ледокола (выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 2,0 м и в летне-осеннюю навигацию при толщине льда до 2,5 м; в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, — при толщине льда до 2,0 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 11 МВт)
Знак категории ледокола (выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 3,0 м и в летне-осеннюю навигацию — без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,0 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 22 МВт)
Знак категории ледокола (выполнение ледокольных операций: в арктических морях в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 4,0 м и в летне-осеннюю навигацию — без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 48 МВт)
Знак деления на отсеки (одноотсечная непотопляемость)
Знак деления на отсеки (двухотсечная непотопляемость)
Знак деления на отсеки (трехотсечная непотопляемость)
Знак ограничения района плавания (плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 8,5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 400 миль)
Знак ограничения района плавания (плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 7,0 м, с удалением от места убежища не более100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль)
Знак ограничения района плавания (смешанное (река-море) плавание на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 6,0 м, с удалением от места убежища:
— в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль;
— в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль)
Знак автоматизации (объем автоматизации механической установки, за исключением пассажирских судов и судов специального назначения, имеющих на борту специальный персонал более 200 чел., позволяет ее эксплуатацию без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и центральном посту управления)
Знак автоматизации (объем автоматизации механической установки позволяет ее эксплуатацию одним оператором из центрального поста управления без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях
Знак автоматизации (объем автоматизации механической установки с мощностью главных механизмов до 2250 кВт позволяет ее эксплуатацию без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях)
Знак автоматической стабилизации высокоскоростного судна (на судне установлена система, обеспечивающся полуавтоматическую стабилизацию судна в пространстве, и без этой системы судно не может двигаться в эксплутационном режиме)
Знак судна, управляемого одним вахтенным на ходовом мостике
Знак оснащенности судна средствами борьбы с пожарами на других судах (на судне имеются дополнительные системы, оборудование и снабжение для борьбы с пожарами на других судах, буровых установках, плавучих и береговых сооружениях, и судно в отношении этих средств полностью отвечает соответствующим требованиям правил в зависимости от степени оснащенности этими средствами, определяемой составом противопожарных систем и оборудования, предписанного правилами)
Знак оснащенности судна средствами борьбы с пожарами на других судах (на судне имеются дополнительные системы, оборудование и снабжение для борьбы с пожарами на других судах, буровых установках, плавучих и береговых сооружениях, и судно в отношении этих средств полностью отвечает соответствующим требованиям правил в зависимости от степени оснащенности этими средствами, определяемой составом противопожарных систем и оборудования, предписанного правилами)
Знак оснащенности судна средствами борьбы с пожарами на других судах (на судне имеются дополнительные системы, оборудование и снабжение для борьбы с пожарами на других судах, буровых установках, плавучих и береговых сооружениях, и судно в отношении этих средств полностью отвечает соответствующим требованиям правил в зависимости от степени оснащенности этими средствами, определяемой составом противопожарных систем и оборудования, предписанного правилами)
Знак оснащенности судна средствами борьбы с пожарами на других судах (на судне имеются дополнительные системы, оборудование и снабжение для борьбы с пожарами на других судах, буровых установках, плавучих и береговых сооружениях, и судно в отношении этих средств полностью отвечает соответствующим требованиям правил в зависимости от степени оснащенности этими средствами, определяемой составом противопожарных систем и оборудования, предписанного правилами)
Знак оснащенности судна средствами борьбы с пожарами на других судах (на судне имеются дополнительные системы, оборудование и снабжение для борьбы с пожарами на других судах, буровых установках, плавучих и береговых сооружениях, и судно в отношении этих средств полностью отвечает соответствующим требованиям правил в зависимости от степени оснащенности этими средствами, определяемой составом противопожарных систем и оборудования, предписанного правилами)
Знак судна, предназначенного для перевозки охлажденных грузов в специально оборудованных помещениях и/или в термоизолированных контейнерах и имеющего при этом холодильную установку, классифицированную Российским морским регистром судоходства
Знак атомного судна (судно оборудовано атомной энергетической установкой)
Знак освидетельствования по расширенной программе