Oncool.ru

Строй журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Nilson thema бел выключатель 1кл

Контрольная работа по английскому языку 7 класс УМК «Spotlight» Module 1

I Match the words to form collocations

1. fresh a. public transport

2. heavy b. pollution

3. crowded c. living

4. low rate of d. air

5. high cost of e. traffic

6. constant noise and f. streets

7. convenient g. unemployment

II Underline the correct item

1. Always look through your peephole/sunglasses and put the door chain before answering.

2. Take a mobile phone to bed and keep it switched on/ switched off.

3. Fit an alarm clock/ alarm system and make sure it works properly.

4. Don’t leave your books/keys next to doors or windows.

III Translate the words into English

2. заниматься серфингом

3. играть в пляжный волейбол

4. тусоваться в торговом центре

5. заниматься садом

6. обедать вне дома

7. взять на прокат DVD

8. переписываться с друзьями

9. лазить в интернете

10. читать книгу

IV Underline the correct item

1. We usually________a bus or a taxi early in the morning to get to work.
a) takes b) take c) are taking

2. Every day I_________ up, then _______ my teeth and_______on my journey.
a) wake/ brush/ start b) woke/ brush/ starting c) waking/ brush/ start

3. When ________ the Sun rise? In the evening or in the morning?
a) do b) are c) does

4. They _________ tea now.
a) drinking b) are drinking c) are drinks

5. My sister seldom ______ our parents. She’s very busy and has no time at all.
a) visits b) visit

V Put the verbs in brackets into Present Simple or Present Continuous

1. My working day (to begin) at six o’clock.

2. The boys (to run) about in the garden now .

3. I (to get) up, (to switch) on the TV and (to brush) my teeth.

4. I ( to do) my homework now.

5. It (to take) me about twenty minutes.
6. I (to have) breakfast at seven o’clock.
7. I (to leave) home at half past seven.

8. Ann (to sit) at her desk now.

9. A young man (to drive) a car at the moment.
10. I (to take) a bus to the institute.

VI Complete the sentences with the correct phrasal verb run into/ run out/ run after

1. Oh no! The guests will be here in a minute and we are ______________ of coffee.

2. I tried to _______________ the thief, but he was too fast for me.

VII Make adverbs from the adjectives

1. proper — ______________

2. bad — ________________

3. real — ________________

4. sure -________________

5. safe — ________________

VIII Read the text and mark the sentences T (true) or F (false)

1. There are about fifteen burglaries every day. _______

2. Most burglaries happen in the daytime. _______

3. Never open the door before looking through the peephole. _______

4. You shouldn’t leave your valuables close to windows. _______

5. Don’t leave radios on when you’re not home.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Английский язык
  • 7 класс
  • Тесты

Похожие материалы

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка
Контрольная работа по английскому языку 6 класс УМК «Spotlight» Module 1
Презентация по английскому языку на тему «My home» (2 класс)
«Продуктивные игровые технологии как средство формирования и развития коммуникативной компетенции»
Урок 6б класс 27/09/2021
Урок 5в класс 24/09/2021
Урок 5в класс 23/09/2021
Рабочая программа 8 класс Spotlight

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5150015 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»
  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в профессиональном образовании: английский, немецкий, французский»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил сократить количество контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

В вузах увеличат набор будущих логопедов и дефектологов

Время чтения: 1 минута

Путин назвал уровень доходов преподавателей одним из социальных приоритетов

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В России каждый пятый студент сталкивается с эмоциональными проблемами

Время чтения: 4 минуты

Путин поручил отказаться от третьих смен в школах к 2024 году

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Выключатель одноклавишный Этюд белый [уп 25 шт]

0)window.scrollBy(0,-100);»>

Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

0)window.scrollBy(0,-100);»>

1.

Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Способы получения заказов

Самовывоз в Москве — подробнее .

— г. Москва, ул.Новохохловская, д.91, стр.10.
— г. Москва, ул.Маломосковская, д.22, стр.1
— Пн-Пт c 8.00 до 20.00; Сб-Вс с 8:00 до 18:00.
— Минимальная сумма заказа отсутствует.

Оплата:

— наличными при получении.
— банковской картой через терминал.
— банковский перевод по выставленому счету
(зачисление оплаты происходит в течении суток)

Доставка по Москве — подробнее .

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 300 рублей в пределах МКАД.
— Пн-Вс с 10:00 до 18:00.

Оплата:

— наличными при получении.
— банковский перевод по выставленому счету
(зачисление оплаты происходит в течении суток)

Самовывоз в Московской области — подробнее .

Заказать и купить в городах Московской области:

Доставка по Московской области — подробнее .

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 500 рублей до 10-ти км. от МКАД.
— 40 рублей за 1 км. от МКАД + 300 рублей в пределах МКАД, осуществляется в зависимости от суммы заказа.
— Пн-Вс с 10.00 до 18.00.

Оплата:

— наличными при получении.
— банковский перевод по выставленому счету
(зачисление оплаты происходит в течении суток)

Доставка в города Московской области Курьерской Службой — подробнее .

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— Доставка до терминала Курьерской службы в г. Москва — Бесплатно.
— Все услуги Курьерской службы оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа банковским переводом по счету, оплата услуг Курьерской Службы при получении.

Отправка в города России Курьерской Службой — подробнее .

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— Доставка до терминала Курьерской службы в г. Москва — Бесплатно.
— Все услуги Курьерской службы оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа банковским переводом по счету, оплата услуг Курьерской Службы при получении.

Отправка в города РФ Транспортной Компанией — подробнее .

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 300 рублей доставка до терминала Транспортной Компании в г.Москве.
— Все услуги Транспортной Компании оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа банковским переводом по счету, оплата услуг Транспортной Компании при получении.

Способы получения заказов

— Минимальная сумма заказа отсутствует.
— г. Москва, ул.Новохохловская, д.91, стр.10.
— c 10.00 до 20.00 по рабочим дням РФ.
— заказ оплачивается при получении.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 300 рублей в пределах МКАД.
— с 10.00 до 18.00 по рабочим дням РФ.
— заказ оплачивается при получении.

  • Доставка по Московской области — подробнее.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 500 рублей до 5-ти км. от МКАД.
— 40 рублей за 1 км. от МКАД + 300 рублей в пределах МКАД, осуществляется в зависимости от суммы заказа.
— с 10.00 до 18.00 по рабочим дням РФ.
— заказ оплачивается при получении.

  • Доставка в города Московской области Курьерской Службой — подробнее.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— Доставка до терминала Курьерской службы в г. Москва — Бесплатно.
— Все услуги Курьерской службы оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа, оплата услуг Курьерской Службы при получении.

  • Отправка в города России Курьерской Службой — подробнее.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— Доставка до терминала Курьерской службы в г. Москва — Бесплатно.
— Все услуги Курьерской службы оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа, оплата услуг Курьерской Службы при получении.

  • Отправка в города РФ Транспортной Компанией — подробнее.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 300 рублей доставка до терминала Транспортной Компании в г.Москве.
— Все услуги Транспортной Компании оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа, оплата услуг Транспортной Компании при получении.

Способы получения заказов

— Минимальная сумма заказа отсутствует.
— г. Москва, ул.Новохохловская, д.91, стр.10.
— c 10.00 до 20.00 по рабочим дням РФ.

Оплата:

— наличными при получении.
— банковской картой через терминал.
— банковский перевод по выставленому счету
(поступление происходит в течении суток)

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 300 рублей в пределах МКАД.
— с 10.00 до 18.00 по рабочим дням РФ.

Оплата:

— наличными при получении.
— банковский перевод по выставленому счету
(поступление происходит в течении суток)

  • Доставка по Московской области — подробнее.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 500 рублей до 5-ти км. от МКАД.
— 40 рублей за 1 км. от МКАД + 300 рублей в пределах МКАД, осуществляется в зависимости от суммы заказа.
— с 10.00 до 18.00 по рабочим дням РФ.

Оплата:

— наличными при получении.
— банковский перевод по выставленому счету
(поступление происходит в течении суток)

  • Доставка в города Московской области Курьерской Службой — подробнее.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— Доставка до терминала Курьерской службы в г. Москва — Бесплатно.
— Все услуги Курьерской службы оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа банковским переводом по счету, оплата услуг Курьерской Службы при получении.

  • Отправка в города России Курьерской Службой — подробнее.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— Доставка до терминала Курьерской службы в г. Москва — Бесплатно.
— Все услуги Курьерской службы оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа банковским переводом по счету, оплата услуг Курьерской Службы при получении.

  • Отправка в города РФ Транспортной Компанией — подробнее.

— Минимальная сумма заказа составляет — 1000 рублей.
— 300 рублей доставка до терминала Транспортной Компании в г.Москве.
— Все услуги Транспортной Компании оплачиваются покупателем.
— Предоплата заказа банковским переводом по счету, оплата услуг Транспортной Компании при получении.

Nilson thema бел выключатель 1кл

  • Светотехническая продукция
  • Автоматика
  • Инструменты
  • Кабель / провод
  • Изделия для монтажа
  • Устройства коммутации
  • Щитовое оборудование
  • Вентиляция
  • Момент
  • Электроустановочные изделия
  • Стабилизаторы напряжения
  • Видеонаблюдение и домофоны
  • ИБП, Аккумуляторы, Зарядные устройства
  • Тепловое оборудование
  • Сварочные аппараты
Бренды
  • ETIMAT
  • Electro
  • FinMark
  • HEGEL
  • IEK
  • INHOME
  • NAVIGATOR
  • PHILIPS
  • Prolight
  • SMARTBUY
  • TDM ELECTRIC
  • Thermowatt
  • UNI-T
  • UNIEL
  • VIKO
  • ZUBR
  • КВТ
  • РЕСАНТА
  • ЭРА
  • Элим

Отображение 1–19 из 3513

BNK Текфор 24н прозрачный

BNN Текфор 24н не прозрачный

BVK Текфор 24в прозрачный

BVN Текфор 24в не прозрачный

ВольтАмперметр однофазный RBUZ VA-1 red

Вольтметр однофазный Вм-1 на дин-рейку Digitop

Вольтметр трехфазный Вм-3 на дин-рейку Digitop

Выключатель 1-клавишный Vera

Выключатель 1-клавишный Vera (Крем)

Выключатель одноклавишный Palmiye

Выключатель фарфор белый Болонь 1820-0001

Выключатель фарфор коричневая Болонь 1820-0410

Выключатель фарфор мраморная Болонь 1820-0003

Выключатель фарфор слоновая кость Болонь 1820-0310

Гибкий неон 220V (Белый) (1м)

Датчик движения FL-161 (IP65)

Звонок громкого боя МЗМ-1С 100мм

Звонок громкого боя МЗМ-1С 150мм

  • бренды
  • Новые товары
  • топ категорий
  • Светотехническая продукция
    • LED Ленты и комплектующие
    • LED модули
    • LED Светильники
    • Блоки питания
    • Бра
    • Вывески
    • Гирлянды
    • Лампы
    • Все категории
  • Автоматика
    • Автоматические выключатели
    • Датчики движения
    • Измерительный приборы
    • Магнитные пускатели
    • Ограничители тока
    • Переключатели фаз
    • Пускорегулирующая аппаратура
    • Реле времени
    • Все категории
  • Кабель / провод
    • FRLS
    • NUM
    • NYM
    • АВВГ
    • АПВ
    • АППВ
    • ВВГ
    • Кабель акустический
    • Все категории
  • Изделия для монтажа
    • DIN рейки
    • Арматура для линий электропередач
    • Гермоввод
    • Изоляционные материалы
    • Изоляционые колпачки
    • Кабельная спиральная обвязка
    • Кабельная стяжка, хомуты
    • Кабельные бирки
    • Все категории
  • Электроустановочные изделия
    • Звонки
    • Катушки под удлинитель
    • Колодки под удлинители
    • Модульные розетки на дин рейку
    • Патроны под лампочки
    • Радиорозетки
    • Розетки, выключатели
    • Силовые разъемы
    • Все категории
  • Видеонаблюдение и домофоны
    • Видеодомофон
    • Видеокамеры
    • Вызывные панели
    • Замки
    • Кабель HDMI
    • Комплект видеонаблюдения
    • Комплектующее для камер
    • Патч-корды
    • Все категории

Популярные товары

Светодиодная лампа для растений 50Вт Е27

Прожектор 50W без корпуса

Розетка одинарная без заземления Nilson Touran

Акции

Светодиодная лампа E27 15W (Белый нейтральный)

Светодиодная лампа E27 12W (Белый нейтральный)

Крым, г. Симферополь улица Винницкая 138

2021 © ПРОСВЕТ
магазин электротехнической продукции

Сочинения «Лес осенью»

Осенний лес красив, словно в сказке. Природа буйствует яркими, весёлыми красками. В воздухе пахнет грибами и последними осенними цветами. Деревья переоделись в золотой наряд

Наступила осень. Золотом покрылась листва на деревьях, в воздухе появилась прохлада. Изредка выглядывало солнце, озаряло все вокруг и окрашивало лес в яркие и веселые цвета.

Ветер срывал с деревьев листья и нес их неведомо куда. Листья трепетали на ветру и, то печально, то радостно кружились в танце. Когда ветер опускал листья, они плавно и изящно падали на холодную, влажную землю.

Деревья покачивались из стороны в сторону. Казалось, что они живые, что они хотят пройти по этому чудесному лесу и оглядеть каждый кустик, каждый сухой сучок. Слегка пожелтевшая трава таинственно шелестела и под дуновением ветра походила на волны.

По голубому небу плыли белоснежные перистые облака. Лучи солнца просвечивались сквозь янтарную и пунцовую листву. На душе становилось тепло и хорошо. Весь этот прекрасный осенний лес был окутан какой-то загадкой.

Сочинение на тему «Лес осенью»

Как красиво осенью в лесу! В разноцветные одеяния нарядились деревья и кусты: вишнево-красный, золотисто-желтый, темно-зеленый. Среди пестрых листьев четко выделяются чисто-черные или ослепительно-белые стволы деревьев. Каждое дерево имеет свои неповторимые оттенки цветов и свой особенный наряд.

  • 100
  • 2 834

Сочинение «Осенний лес»

Осенью лес превращается в настоящее сказочное королевство природы. Гулять по тропинкам, усыпанным золотистой листвой, особенно приятно. Изредка среди неподвижных веток можно увидеть птицу, еще не покинувшую родные края, или хвост шустрой белочки. Лес уже не шумит сочными листьями, осенью его песня напоминает скорее тихий шепот.

  • 100
  • 2 219

Сочинение на тему «Осень в лесу»

Осенью лес особенно красив. Деревья одеваются в цветную листву. Каких только цветов здесь нет! И красный, и жёлтый, и оранжевый, и зелёный. Всё кругом так и дышит красотой. Невозможно оторвать глаз от этой прекрасной картины. Идёшь по лесу и слышишь как птички напевают свои прощальные песни, готовясь улететь в тёплые края на всю зиму.

  • 80
  • 2 075

Сочинение «Осенний лес»

Осенью в лесу спокойно. Звери попрятались: готовятся к зиме. Птицы кричат где-то высоко в небе, собираются в стаи, чтобы лететь на юг. Солнце еще греет, но воздух в лесу уже холоден, свеж и чист. В такие дни прогулка по лесу очень успокаивает, умиротворяет и доставляет удовольствие. Захожу в красочное царство. Под ногами шуршат разноцветные листья, расстилаясь повсюду пёстрым ковром.

  • 60
  • 1 906

Сочинение «Лес осенью»

Вот и кончилось лето. Пришло время «золотого» времени года — осени. Осенью вся природа преображается. А как красиво в осеннем лесу! Уже издалека лес привлекает внимание разнообразием своих красок и кажется что там происходит какое-то волшебство. Эта красота наполняет душу восторгом!

  • 60
  • 2 644

Сочинение «Осенний лес» 8 класс

Лес осенью особенно красив. Почему – то многие думают, что самое красочное время года – это лето. Они совершенно не правы. Осень – самое красиво время года. Именно в лесу можно наблюдать множество красок, которые летом не увидишь никогда. Даже запах осеннего леса совершенно другой

  • 100
  • 1 134

Сочинение «Лес осенью» 9 класс

Лес красив во все поры года! Но особенной прелестью могут похвастаться деревья осенью. Яркие разноцветные листья делают неузнаваемыми и необычными самые, казалось бы, знакомые нам с детства деревья и кустарники. У белой красавицы берёзки листики становятся желтыми. Великан – клён превращает свое одеяние в красный плащ. Попробуй, не обрати внимание на такого красавца!

  • 60
  • 964

Сочинение-описание «Осеннего леса»

Осенний лес красив, словно в сказке. Природа буйствует яркими, весёлыми красками. В воздухе пахнет грибами и последними осенними цветами. Деревья переоделись в золотой наряд и стоят, красуясь и торжествуя. Солнечные лучи пробиваются сквозь поредевшую листву. По темным стволам деревьев игриво скачут неуловимые солнечные зайчики.

  • 941

Сочинение-миниатюра «Осенний лес»

Сегодня я гулял по осеннему лесу. Он был прекрасен. Вокруг меня кружились желтые, красные и коричневые листья. Когда ветер колыхал деревья, они будто водопадом падали на меня, окружая разноцветными пятнами. Я был обескуражен.

  • 100
  • 1 156

Сочинение на тему «Лес осенью»

Вот и наступила осенняя пора. Портфель набит учебниками и тетрадками. В школе начались уроки. Но ведь осенью можно ходить не только в школу. Когда школьные будни подходят к концу, наступают долгожданные выходные. Можно отправиться со всей семьей в осенний лес. Там царит тишина. В такое время года нужно обязательно сходить полюбоваться яркими красками природы.

Освещение школьных классов и учебных аудиторий

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.

Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) 2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м 2 , если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.

Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.

Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.

Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.

Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильников

Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

О возможности использования светодиодных светильников в школах и вузах указано в письмах Роспотребнадзора № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света» и № 01/6110-17-32 от 17.05.2017 «О возможности использования светодиодного освещения».

Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.

Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.

3.3. Сертификация

Все светильники обязаны пройти сертификацию на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» либо декларировать такое соответствие. Копия сертификата или декларации соответствия предоставляется производителем и должна храниться вместе с паспортами на светильники. Действительность сертификата проверяется в едином реестре сертификатов соответствия Федеральной службы по аккредитации по адресу 188.254.71.82/rss_ts_pub, действительность декларации проверяется по адресу pub.fsa.gov.ru/rds/declaration. Свидетельством того, что при сертификации светильники действительно проходили необходимые испытания, являются копии протоколов испытаний.

Наличие таких документов означает, что светильник не «ударит током» и что работа светильников в здании не помешает работе чувствительной к сетевым помехам техники.

С 2021 года вступает в силу технический регламент ТР ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств», по которому устанавливаются обязательные требования светоотдачи (энергоэффективности), качества света (индекс цветопередачи) и ряд других эксплуатационных параметров. Сертификация по данным требованиям будет производиться на основании протоколов испытаний в фотометрических лабораториях.

Также есть добровольные (необязательные) формы сертификатов и заключений, подтверждающих что светильники «пахнут», «звучат» или «стимулируют развитие микрофлоры». К качеству, безопасности или эффективности освещения эти бумаги отношения не имеют.

В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.

3.4. Требования к светильникам

Чтобы параметры световой среды в классе соответствовали установленным законом требованиям и не поступало обоснованных жалоб на «плохое освещение», светильник должен соответствовать следующим условиям:

  1. Индекс цветопередачи: Ra ≥ 80 или CRI ≥ 80 для светильников с люминесцентными лампами, и Ra ≥ 90 или CRI ≥ 90 для светодиодных светильников.
  2. Коэффициент пульсации освещенности (или светового потока): Кп ≤ 5 %.
  3. Коррелированная цветовая температура: КЦТ = 4000 К, или КЦТ менее 4000 К, или КЦТ, изменяемая в течение суток.
  4. Тип рассеивателя: матовый (или опаловый).
  5. Условный защитный угол: не менее 90° (т. е. не видно открытых светодиодов).
  6. Габаритная яркость: не более 5000 кд/м 2 .
  7. Неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5:1.

Для светодиодного светильника обязательно выполнение всех требований, для люминесцентного светильника обязательны пункты 1 и 2 и желательно выполнение пункта 3.

Желательно, чтобы необходимые параметры указывались в паспорте светильника, так как паспорт является документальным подтверждением соответствия нормативам и при выявленном несоответствии позволяет требовать гарантийной замены оборудования.

3.5. Необходимое количество светильников

При установке новых светильников на места старых «один в один» освещенность не уменьшится, если световой поток новых светильников не ниже светового потока старых.

Если количество светильников меняется, необходимое количество новых светильников для достижения освещенности на партах не менее 400 лк можно определить по методике из п. 2.1.
Важное значение имеет эффективность, или световая отдача, светильника. Нельзя добиваться нужной освещенности, используя большое количество низкоэффективных светильников. В проекте межгосударственного стандарта ГОСТ 32498—20хх «Методы определения показателей энергетической эффективности искусственного освещения помещений» приводится требование к удельной установленной мощности ω, равной отношению суммарной мощности светильников в помещении P к его площади S:

В классных комнатах и аудиториях при использовании светильников с люминесцентными лампами удельная установленная мощность не должна превышать 13 Вт/м 2 , а при использовании светодиодных светильников — 8 Вт/м 2 .

ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.

3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные

Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м 2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.

Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.

Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:

где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.

При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.

4. Юридические и этические аспекты

Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.

Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.

Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.

Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.

Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.

Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.

5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы

Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.

Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.

Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw

Авторы

Марина Ивановна Васильева, disano@mail.ru; руководитель светотехнического отдела ООО «Арлайт Рус» Александр Дмитриевич Гончаров, Alexander_G_@mail.ru; Анна Вячеславовна Кистенева, anna.kisteneva@rambler.ru; главный конструктор ООО «Комплексные Системы» Станислав Александрович Лермонтов, gades2000@mail.ru; ведущий специалист ОАО «АСТЗ» Андрей Алексеевич Храмов, xa2@mail.ru; международный консультант по энергоэффективности Программы развития ООН Анатолий Сергеевич Шевченко, eneff@yandex.ru.

Под редакцией Антона Сергеевича Шаракшанэ, к. ф.-м. н., МГМУ им. И. М. Сеченова, ИРЭ РАН, iva2000@gmail.com

Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.

Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by

Благодарности

За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Концевого выключателя принцип действия
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector