Oncool.ru

Строй журнал
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правильное положение кнопки выключателя

Электроника для всех

Блог о электронике

Включить-выключить. Схемы управления питанием

С батарейным питанием все замечательно, кроме того, что оно кончается, а энергию надо тщательно экономить. Хорошо когда устройство состоит из одного микроконтроллера — отправил его в спячку и все. Собственное потребление в спящем режиме у современных МК ничтожное, сравнимое с саморазрядом батареи, так что о заряде можно не беспокоиться. Но вот засада, не одним контроллером живо устройство. Часто могут использоваться разные сторонние периферийные модули которые тоже любят кушать, а еще не желают спать. Прям как дети малые. Приходится всем прописывать успокоительное. О нем и поговорим.

▌Механическая кнопка
Что может быть проще и надежней сухого контакта, разомкнул и спи спокойно, дорогой друг. Вряд ли батарейку раскачает до того, чтобы пробить миллиметровый воздушный зазор. Урания в них для этого не докладывают. Какой нибудь PSW переключатель то что доктор прописал. Нажал-отжал.

Вот только беда, ток он маленький держит. По паспорту 100мА, а если запараллелить группы, то до 500-800мА без особой потери работоспособности, если конечно не клацать каждые пять секунд на реактивную нагрузку (катушки-кондеры). Но девайс может кушать и поболее и что тогда? Приматывать синей изолентой к своему хипстерскому поделию здоровенный тумблер? Нормальный метод, мой дед всю жизнь так делал и прожил до преклонных лет.

▌Кнопка плюс
Но есть способ лучше. Рубильник можно оставить слабеньким, но усилить его полевым транзистором. Например вот так.

Тут переключатель просто берет и поджимает затвор транзистора к земле. И он открывается. А пропускаемый ток у современных транзисторов очень высокий. Так, например, IRLML5203 имея корпус sot23 легко тащит через себя 3А и не потеет. А что-нибудь в DPACK корпусе может и десяток-два ампер рвануть и не вскипеть. Резистор на 100кОм подтягивает затвор к питанию, обеспечивая строго определенный уровень потенциала на нем, что позволяет держать транзистор закрытым и не давать ему открываться от всяких там наводок.

▌Плюс мозги
Можно развить тему управляемого самовыключения, таким вот образом. Т.е. устройство включается кнопкой, которая коротит закрытый транзистор, пуская ток в контроллер, он перехватывает управление и, прижав ногой затвор к земле, шунтирует кнопку. А выключится уже тогда, когда сам захочет. Подтяжка затвора тоже лишней не будет. Но тут надо исходить из схемотехники вывода контроллера, чтобы через нее не было утечки в землю через ногу контроллера. Обычно там стоит такой же полевик и подтяжка до питания через защитные диоды, так что утечки не будет, но мало ли бывает…

Или чуть более сложный вариант. Тут нажатие кнопки пускает ток через диод на питание, контроллер заводится и сам себя включает. После чего диод, подпертый сверху, уже не играет никакой роли, а резистор R2 эту линию прижимает к земле. Давая там 0 на порту если кнопка не нажата. Нажатие кнопки дает 1. Т.е. мы можем эту кнопку после включения использовать как нам угодно. Хоть для выключения, хоть как. Правда при выключении девайс обесточится только на отпускании кнопки. А если будет дребезг, то он может и снова включиться. Контроллер штука быстрая. Поэтому я бы делал алгоритм таким — ждем отпускания, выбираем дребезг и после этого выключаемся. Всего один диод на любой кнопке и нам не нужен спящий режим 🙂 Кстати, в контроллер обычно уже встроен этот диод в каждом порту, но он очень слабенький и его можно ненароком убить если вся ваша нагрузка запитается через него. Поэтому и стоит внешний диод. Резистор R2 тоже можно убрать если нога контроллера умеет делать Pull-down режим.

▌Отключая ненужное
Можно сделать и по другому. Оставить контроллер на «горячей» стороне, погружая его в спячку, а обесточивать только жрущую периферию.

Выделив для нее отдельную шину питания. Но тут надо учесть, что есть такая вещь как паразитное питание. Т.е. если вы отключите питание, например, у передатчика какого, то по шине SPI или чем он там может управляться пойдет питание, поднимется через защитные диоды и периферия оживет. Причем питания может не хватить для его корректной работы из-за потерь на защитных диодах и вы получите кучу глюков. Или же получите превышение тока через порты, как результат выгоревшие порты на контроллере или периферии. Так что сначала выводы данных в Hi-Z или в Low, а потом обесточивайте.

▌Выкидываем лишнее
Что-то мало потребляющее можно запитать прям с порта. Сколько дает одна линия? Десяток миллиампер? А две? Уже двадцать. А три? Параллелим ноги и вперед. Главное дергать их синхронно, лучше за один такт.

Правда тут надо учитывать то, что если нога может отдать 10мА ,то 100 ног не отдадут ампер — домен питания не выдержит. Тут надо справляться в даташите на контроллер и искать сколько он может отдать тока через все выводы суммарно. И от этого плясать. Но до 30мА с порта накормить на раз два.

Главное не забывайте про конденсаторы, точнее про их заряд. В момент заряда кондера он ведет себя как КЗ и если в вашей периферии есть хотя бы пара микрофарад емкостей висящих на питании, то от порта ее питать уже не следует, можно порты пожечь. Не самый красивый метод, но иногда ничего другого не остается.

▌Одна кнопка на все. Без мозгов
Ну и, напоследок, разберу одно красивое и простое решение. Его несколько лет назад набросил мне в комменты uSchema это результат коллективного творчества народа на его форуме.

Одна кнопка и включает и выключает питание.

При включении, конденсатор С1 разряжен. Транзистор Т1 закрыт, Т2 тоже закрыт, более того, резистор R1 дополнительно подтягивает затвор Т1 к питанию, чтобы случайно он не открылся.

Конденсатор С1 разряжен. А значит мы в данный момент времени можем считать его как КЗ. И если мы нажмем кнопку, то пока он заряжается через резистор R1 у нас затвор окажется брошен на землю.

Это будет одно мгновение, но этого хватит, чтобы транзистор Т1 распахнулся и на выходе появилось напряжение. Которое тут же попадет на затвор транзистора Т2, он тоже откроется и уже конкретно так придавит затвор Т1 к земле, фиксируясь в это положение. Через нажатую кнопку у нас С1 зарядится только до напряжения которое образует делитель R1 и R2, но его недостаточно для закрытия Т1.

Отпускаем кнопку. Делитель R1 R2 оказывается отрезан и теперь ничто не мешает конденсатору С1 дозарядиться через R3 до полного напряжения питания. Падение на Т1 ничтожно. Так что там будет входное напряжение.

Схема работает, питание подается. Конденсатор заряжен. Заряженный конденсатор это фактически идеальный источник напряжения с очень малым внутренним сопротивлением.

Жмем кнопку еще раз. Теперь уже заряженный на полную конденсатор С1 вбрасывает все свое напряжение (а оно равно напряжению питания) на затвор Т1. Открытый транзистор Т2 тут вообще не отсвечивает, ведь он отделен от этой точки резистором R2 аж на 10кОм. А почти нулевое внутреннее сопротивление конденсатора на пару с его полным зарядом легко перебивает низкий потенциал на затворе Т1. Там кратковременно получается напряжение питания. Транзистор Т1 закрывается.

Тут же теряет питание и затвор транзистора Т2, он тоже закрывается, отрезая возможность затвору Т1 дотянуться до живительного нуля. С1 тем временем даже не разряжается. Транзистор Т2 закрылся, а R1 действует на заряд конденсатора С1, набивая его до питания. Что только закрывает Т1.

Отпускаем кнопку. Конденсатор оказывается отрезан от R1. Но транзисторы все закрыты и заряд с С1 через R3 усосется в нагрузку. С1 разрядится. Схема готова к повторному включению.

Читать еще:  Концевые выключатели ваз калина

Вот такая простая, но прикольная схема. Вот тут еще полно реализаций похожих схем. На сходном принципе действия.

Спасибо. Вы потрясающие! Всего за месяц мы собрали нужную сумму в 500000 на хоккейную коробку для детского дома Аистенок. Из которых 125000+ было от вас, читателей EasyElectronics. Были даже переводы на 25000+ и просто поток платежей на 251 рубль. Это невероятно круто. Сейчас идет заключение договора и подготовка к строительству!

А я встрял на три года, как минимум, ежемесячной пахоты над статьями :)))))))))))) Спасибо вам за такой мощный пинок.

57 thoughts on “Включить-выключить. Схемы управления питанием”

Вопрос новичка. Насколько влияет дребезг контактов на работу этих схем?

Тут все сильно растянуто во времени из-за конденсаторов, так что практически не влияет. Можно просто поставить кондер побольше и все.

«резистор R1 дополнительно подтягивает затвор Т1 к питанию, чтобы случайно он не открылся»
Справедливо для любых вышеописанных схем. Особенно, первая, где транзистор усиливает кнопку.

А на первой схеме разве не нужно стянуть затвор на землю? Полевик не будет самопроизвольно переключаться?

Ой, то есть подтянуть к питанию. Там же кнопка замыкает на землю.

Да, там тоже не помешает. Вечером добавлю в картинку резисторы. Не все же обходиться голыми концептами 🙂

Вот статья так статья! Пригодится, спасибо ^^

Традиционное спасибо за сайт =) И нубовский вопрос по питанию: Где можно посмотреть решение, когда устройство по умолчанию работает от батареек (НЕ аккумуляторов), но позволяет подключить себя к внешнему питанию, отрубив при этом батарейное?
Просто диод от батареек в сторону потребителя не хочется: и так напруги мало, так еще и диод на себя отъест. А в буферном режиме (вроде так называется, когда аккум параллельно питанию подключен) батарейки вряд ли выживут. Ну и хочется, чтобы схема переключения питания сама не ела батарейки.
В принципе напрашивается реле, отключающее батарейки при внешнем питании, но м.б. есть что-то изящнее (и меньше)?

А что переключение в штепселе не достаточно изящное решение? Почти все штекеры имеют контактную группу которая размыкается при втыкании.

Штепсель с переключением — мысль, но.. В разъеме не только питание планируется, а типа 1-wire (т.е. не меньше 3-х линий). Пока не встречал таких доступных с переключением.

Штеккеры для наушников.
бывают двух- трех- четырезконтактными.
Есть к ним гнезда с размыкаемыми N-1 контактами.(кроме массы).

Думал написать «стаднартное решение», но таки задолбался искать готовую картинку 🙂 Нужен Р-канальный полевик, диод Шоттки и резистор/конденсатор. Ну и внешнее питание должно быть выше, чем у батареек

Спасибо и боюсь, вы меня переоцениваете =) Я правильно понимаю, что речь идет о куске из FET2 и SD4 на схеме по ссылке? Т.е. полевику на затвор подается напруга извне (когда она есть) закрывая его, а диод не дает батарейке питать внешнюю линию (и затвор того самого полевика)?

Да, плюс конденсатор С24.
во, красивая картинка из «запасов»: https://yadi.sk/i/A27VeKM33SLsG6

И еще раз спасибо, и на этот раз вопрос по картинке =) DI в http://easyelectronics.ru/upravlenie-moshhnoj-nagruzkoj-postoyannogo-toka-chast-3.html рисовал, что ток идет против защитного диода, а на картинке (и на аналогичных на других ресурсах) везде нарисовано так, как у вас. Как так?

На самом деле полевому транзистору пофигу куда там ток течет через канал. Он двунаправленный. (в отличии от биполярного, где диод образуется на пн переходе). Главное выдержать потенциал Vgs

А кто-нибудь встречал решение на дискретных элементах, реализующие задачу управления питанием одной кнопкой по алгоритму: длинное нажатие — включение, короткое нажатие — отключение?
Чтобы точно можно было знать, что отключил условно невидимую нагрузку, а не изменил значение «триггера».

Емкостями и резисторами заряда-разряда можешь менять в некоторых пределах задержки.
Диодами их, если что, развязывать.

Ди, ты начал писать? Снова передаешь знания подрастающим поколениям? 🙂

Последняя схема красивая, правда если ею запитывать сильно жрущие цепи, где стоят электролиты по питанию или не дай бог супер пупер конденсаторы, тогда транзистор T2 хрен вырубишь (затвор не сразу потеряет питание), схема не выключится. Можно на выходе диод шоттки влепить, а затвор Т2 прижать к земле через резистор 10кОм.

Есть ещё важная схема силовой автоматики — динисторный включатель так сказать. Часто применяется на мотоциклах с системами зажигания типа CDI и маховичными генераторами. Позволяет осуществлять запуск без АКБ, выделяя всё питание на систему пуска зажигания. Благодаря динистору в затворной цепи главного ключа питания бортовой электроники, оная не включается до запуска двигателя, соответственно оставляет все те крохи электричества, что выдаёт генератор, для зарядки емкостей CDI. Аналогичные схемы видел во многих устройствах с питанием от ненадёжного источника — ветряка, гидрогенератора и т.д.

Там динистор стоит на напряжение питания электроники чтоль?

Что такое кнопка питания и какие символы включения/выключения?

Определение кнопки питания или выключателя питания и когда их использовать

Кнопка питания представляет собой круглую или квадратную кнопку, которая включает и выключает электронное устройство. Почти все электронные устройства имеют кнопки питания или выключатели питания.

Обычно устройство включается при нажатии кнопки и выключается при повторном нажатии кнопки.

Кнопка hard является механической – вы можете почувствовать щелчок при нажатии и, как правило, увидеть разницу в глубине, когда переключатель включен, а когда нет. мягкая кнопка питания, которая встречается гораздо чаще, электрическая и выглядит одинаково при включении и выключении устройства.

Некоторые старые устройства вместо этого имеют выключатель питания , который выполняет ту же функцию, что и кнопка жесткого питания. Щелчок переключателя в одном направлении включает устройство, а щелчок в другом выключает устройство.

Символы кнопки включения/выключения питания (I & O)

Кнопки питания и переключатели обычно обозначаются символами «I» и «O».

«I» обозначает включение питания , а «O» обозначает выключение питания . Это обозначение иногда будет рассматриваться как ввод/вывод или как символы «I» и «O» друг над другом как один символ, как на фотографии на этой странице.

Кнопки питания на компьютерах

Кнопки питания можно найти на всех типах компьютеров, таких как настольные компьютеры, планшеты, нетбуки, ноутбуки и многое другое. На мобильных устройствах они обычно располагаются сбоку или сверху устройства, а иногда рядом с клавиатурой, если она есть.

В типичной конфигурации настольного компьютера кнопки питания и переключатели появляются на передней, а иногда и на задней панели монитора, а также на передней и задней частях корпуса. Выключатель питания на задней панели корпуса на самом деле является выключателем питания для блока питания, установленного в компьютере.

Когда использовать кнопку питания на компьютере

Идеальное время для выключения компьютера – только после того, как все программы закрыты и ваша работа сохранена. Однако даже тогда лучше использовать процесс завершения работы в операционной системе.

Обычная причина, по которой вы хотите использовать кнопку питания для выключения компьютера, – это если он больше не реагирует на команды мыши или клавиатуры. В этом случае, вероятно, лучшим вариантом будет принудительное выключение компьютера с помощью кнопки физического питания.

Однако имейте в виду, что принудительное выключение компьютера означает, что все открытое программное обеспечение и файлы также будут закрыты без предварительного уведомления. Вы не только потеряете то, над чем работаете, но и можете повредить некоторые файлы. В зависимости от поврежденных файлов ваш компьютер может не запуститься.

Нажав кнопку питания один раз

Может показаться логичным один раз нажать кнопку питания, чтобы заставить компьютер выключиться, но это часто не работает, особенно на компьютерах, выпущенных в этом столетии (то есть большинство из них!).

Читать еще:  Как работает выключатель печки ваз

Одно из преимуществ программных кнопок питания, о которых говорилось во введении выше, заключается в том, что, поскольку они электрические и взаимодействуют напрямую с компьютером, их можно настроить для выполнения разных задач.

Верьте или нет, большинство компьютеров настроены на sleep или hibernate при нажатии кнопки питания, по крайней мере, если компьютер работает нормально.

Если вам действительно нужно принудительно выключить компьютер, а одно нажатие этого не делает (вполне вероятно), вам придется попробовать что-то другое.

Как заставить компьютер выключиться

Если у вас нет другого выбора, кроме как выключить компьютер, обычно вы можете удерживать нажатой кнопку питания до тех пор, пока на компьютере не исчезнут признаки питания – экран погаснет, все индикаторы должны погаснуть, и компьютер больше не будет шуметь.

Когда компьютер выключен, вы можете нажать одну и ту же кнопку питания один раз, чтобы включить его снова. Этот тип перезапуска называется аппаратной перезагрузкой или полной перезагрузкой.

Если причиной отключения компьютера является проблема с Центром обновления Windows, см. Раздел «Что делать, если Центр обновления Windows зависает или завис». Иногда жесткое выключение – лучший способ, но не всегда.

Как выключить устройство без использования кнопки питания

Если это вообще возможно, избегайте просто отключения питания вашего компьютера или любого другого устройства! Завершение запуска процессов на вашем ПК, смартфоне или другом устройстве без «хедс-апа» в операционной системе никогда не будет хорошей идеей по причинам, о которых вы уже читали.

Другая причина, по которой вам может потребоваться выключить или перезагрузить компьютер без использования кнопки питания, – это если кнопка сломана и не будет работать так, как она должна. Это может происходить как на телефонах, так и на компьютерах.

См. Как перезагрузить компьютер? за инструкциями по правильному выключению компьютера с Windows.См. Как перезапустить что-нибудь для получения дополнительной информации об отключении компьютеров, планшетов, смартфонов и других устройств.

Если на вашем устройстве сломана кнопка питания, важно, чтобы программное обеспечение перезагружалось , а не только для его выключения. Если кнопка питания не работает, она также не будет работать, чтобы снова включить устройство. Вы можете перезагрузить iOS или устройство Android без использования кнопки питания.

Дополнительная информация о выключении устройств

Строго программный метод отключения устройства обычно доступен, но не всегда. Выключение некоторых устройств запускается кнопкой питания, но даже тогда завершается операционной системой, в которой она работает.

Наиболее ярким примером является смартфон. Большинство требуют, чтобы вы удерживали кнопку питания, пока программное обеспечение не предложит вам подтвердить, что вы хотите выключить ее. Конечно, некоторые устройства не работают с операционной системой в обычном смысле и могут быть безопасно отключены простым нажатием кнопки питания, как на мониторе компьютера.

Как изменить то, что делает кнопка питания

В Windows есть встроенная опция для изменения того, что происходит при нажатии кнопки питания.

Откройте панель управления.

Перейдите в раздел Оборудование и звук . Он называется Принтеры и другое оборудование в Windows XP.

Не видишь это? Если вы просматриваете панель управления, где видны все значки, а не категории, можно перейти к шагу 3.

Выберите Параметры питания .

В Windows XP Параметры электропитания отключены в левой части экрана в разделе См. Также . Перейдите к шагу 5.

Слева выберите Выберите, что делают кнопки питания или Выберите, что делает кнопка питания , в зависимости от версии Windows.

Выберите параметр в меню рядом с Когда я нажимаю кнопку питания: . Это может быть Ничего не делать, Sleep, Hibernate, или Завершение работы . В некоторых случаях вы также можете увидеть Отключить дисплей .

Только для Windows XP: перейдите на вкладку Дополнительно в окне Свойства параметров питания и выберите один из вариантов в при нажатии кнопки питания. кнопка на моем компьютере: меню. Помимо Ничего не делать и Завершение работы , у вас есть опции Спросить меня, что делать и Ожидание .

В зависимости от того, работает ли ваш компьютер от батареи, например, если вы используете ноутбук, здесь будет два варианта; один, когда вы используете аккумулятор, а другой, когда компьютер подключен. Вы можете сделать так, чтобы кнопка питания делала что-то другое для любого сценария. Если вы не можете изменить эти настройки, вам, возможно, придется сначала выбрать ссылку Изменить настройки, которые в настоящее время недоступны . Если опция гибернации недоступна, выполните команду powercfg/hibernate on из командной строки с повышенными привилегиями, закройте все открытые окна панели управления и начните заново с шага 1.

Не забудьте нажать кнопку Сохранить изменения или ОК , когда закончите вносить изменения в функцию кнопки питания.

Теперь вы можете закрыть любую панель управления или окна параметров электропитания. Когда вы нажмете кнопку питания с этого момента, он будет делать то, что вы выбрали для шага 5.

Другие операционные системы могут также поддерживать изменение того, что происходит, когда используется кнопка питания, но они, вероятно, поддерживают только параметры без выключения, такие как открытие приложений и регулировка громкости.

Повторное отображение кнопок – один из примеров инструмента для устройств Android, который должен иметь возможность переназначить кнопку питания, чтобы она выполняла что-то иное, чем выключение устройства. Он может открыть последнее приложение, в котором вы были, отрегулировать громкость, открыть фонарик, запустить камеру, начать поиск в Интернете и многое другое. ButtonRemapper очень похож.

Как правильно ставить выключатель света (вверх или вниз)

Выключатель света должен быть установлен не только так как вам хочется, а так, чтобы по нему можно было четко определить в каком положении он находится. Но сейчас нет действующих нормативных документов, которые это регламентируют, поэтому все ставят их как попало. В этой статье мы расскажем читателям сайта Сам Электрик, каким должно быть положение выключателя при включенном свете и выключенном.

Наперед будет сказано — ВВЕРХ. Но так ли это? Давайте разбираться!

Как мы уже сказали, на момент написания статьи нет четких рекомендаций, но можно провести аналогию с другими коммутационными приборами. Например, рубильники конструктивно выполняются так, что его ножевые контакты замыкаются при включении рычага-рукояти вверх. Соответственно при размыкании рукоять опускают вниз, переводя её из вертикального в горизонтальное положение.

Тогда в случае аварийной ситуации его контакты можно легко разорвать, например, повиснув на рычаге всем телом. Такое положение еще и обеспечивает защиту от самопроизвольного включения под собственным весом, если по какой-то причине рычаг рубильника опустится вниз или на него упадет посторонний предмет — контакты разомкнутся. Поэтому при проведении работ на линии, которая от него запитана, не может произойти несанкционированное включение и это не приведет к электротравмам.

Однако в ПУЭ 7 есть пункт 4.1.9, где регламентируется положение рубильников. Пожалуй, это единственный действующий на сегодняшний день документ с таким указанием.

Автоматические выключатели все конструктивно выполняются так, что при положении флажка «вверх» он включен, об этом говорят и подписи, и индикаторы, расположенные на лицевой панели. При отключении автомата вы всегда опускаете флажок вниз. Заметьте, что отключает он легче чем взводится, что также облегчает отключение при нештатных ситуациях. Соответственно питание, обычно, подводится к коммутационным приборам сверху, а потребители подключаются к нижним клеммам — это правило также повышает безопасность при обслуживании электрощитов.

Даже старые автоматы типа «АП» в квадратных черных корпусах имеют две кнопки — верхняя включает, а нижняя отключает цепь, здесь прослеживается та же тенденция.

Читать еще:  Выключатель путевой вп15к21б231 54

Отсюда можно вывести мнемоническое правило:

Вверх — включено, сверху есть напряжение. Вниз — выключено, внизу нет напряжения.

Помните, что это все справедливо при грамотном монтаже и является признаком хорошего тона среди электриков.

Что касаемо выключателей света, то в большинстве случаев они монтируются аналогично — в разрыв фазного проводника, подключенного к верхним клеммам, так чтобы при нажатии на верхнюю часть клавиши его контакты замыкались и свет включался.

Но современные выключатели света встречаются разных конструкций, и в виде привычных всем клавиш, и ретро-тумблеров, тумблеров более футуристичной конструкции и даже сенсорные, в которых вообще не на что нажимать. Поэтому их ориентация в пространстве может определяться производителем.

При монтаже обратите внимание, какое нормальное положение для установки предусмотрел производитель — могут быть нанесены надписи типа «Вкл» и «Выкл», «on» и «off», или «I» и «O».

Если есть подсветка — то обычно он устанавливается так, чтобы окошко индикатора располагалось сверху.

Хотя есть модели и с окошком подсветки снизу.

Тем не менее встречается и горизонтальное расположение клавиш, иногда это предусмотрено конструкцией, а иногда так делают для удобства пользователя при монтаже изделия на уровне рабочего стола.

Расположение выключателя света также может влиять на удобство включения вверх или вниз. Например, считается что если выключатель монтируют на уровне опущенной вниз руки, то его легче включать нажатием на её верхнюю часть. Если же выключатель находится на уровне плеча или глаз — его легче включить нажатием на нижнюю часть. Но даже в таком случае мы рекомендуем устанавливать так, чтобы свет включался «вверх».

Также не следует забывать о старых поворотных рычагах, такие модели до сих пор встречаются в каталогах производителей электроустановочных изделий в стиле ретро. Здесь вертикальное положение рычага обычно говорит, что свет включен.

Каждый сам решает, как включать ему свет — вверх или вниз и сам определяет, как ставить выключатель света — высоко или низко. Главное, чтобы во всех помещениях и комнатах они были установлены одинаково и включались в одном положении. Это нужно для того, чтобы при замене лампы или ремонте светильника вы могли определить, что он отключен. Если же вы каждый раз работаете на новом объекте — лучше проверить наличие напряжение в обоих положениях прежде чем что-то делать.

Надеемся, теперь вам стало понятно, каким должно быть правильное положение выключателя света на включение и выключение. Если у вас есть что дополнить или свой ответ вы не нашли касаемо данного вопроса — пишите в комментариях под этой статьей!

Материалы по теме:

  • Размещение светильников на потолке
  • Высота установки розеток по ГОСТу
  • Как расположить розетки на кухне

UX-дизайн: флажки и переключатели в формах

При создании форм дизайнеры часто стоят перед необходимостью выбора, какой элемент пользовательского интерфейса обеспечит необходимый уровень взаимодействия при изменении параметров. Безусловно, у каждого специалиста есть свои собственные правила, но всем следует помнить о некоторых неизменных аксиомах, которые действуют всегда и везде.

Выбор параметров может осуществляться с помощью флажков, переключателей, радиокнопок и раскрывающихся кнопок. Все варианты хороши, если правильно их использовать. В данной статье речь пойдет о флажках и переключателях.

Флажки

Флажки используются, когда имеется список параметров, и пользователь может выбрать любое их количество: один, несколько или ни одного. Иными словами, каждый флажок является независимым элементом управления, и включение одного из них не отменяет действие другого.


Флажки снабжаются надписями

Переключатели

Переключатель – это элемент управления, который что-то включает и выключает.

Переключатели позволяют сделать выбор между двумя прямо противоположными вариантами.

Как правило, переключатели используются для включения и отключения какого-либо действия (запустить или остановить что-то). Здесь можно провести аналогию с выключателем света.


Освещение является наиболее распространенной областью применения переключателей

Практические рекомендации по использованию флажков и переключателей

Используйте стандартный внешний вид

Флажок – это просто маленький квадратик с галочкой или крестиком.


Два положения флажка: отмечено или не отмечено

Переключатель должен выглядеть, как обычный тумблер с двумя положениями.


Два положения переключателя: включено или выключено

Вам необходимо обеспечить четкое недвусмысленное взаимодействие пользователя с элементом управления. Здесь может помочь небольшая анимация – это особенно важно для мобильных приложений, где пользовательский интерфейс должен быть осязаем.


Переключатель iOS7/8

Старайтесь, чтобы список возможных вариантов располагался вертикально. Это правило касается и флажков, и переключателей. Если уйти от горизонтального размещения нельзя, необходимо расположить элементы с достаточно большим интервалом, чтобы не допустить двойной трактовки, что выбирает каждый флажок. Ниже представлен пример со слишком близко расположенными друг к другу элементами.


Сложно понять, какую радиокнопку следует нажать, чтобы выбрать четвертый вариант

Текущее положение переключателя

При проектировании переключателей следует избегать неопределенности, связанной с текущим состоянием. В качестве примера возьмем переключатель из iOS 6 и посмотрим на него во включенном состоянии – окраска синим цветом и отображается слово ON (включено).


Не ясно, включено – это текущее состояние, или предлагаемое действие

Вы можете сказать однозначно, переключатель находится во включенном положении, или он только перейдет в него, если вы передвините ползунок? «Включено» — это состояние или действие? Не понятно.

Вы не должны вводить пользователей в заблуждение; очень важно проводить отличие между состоянием и действием. Да, можно использовать цвет для дополнительного информирования пользователей, но при этом следует сделать так, чтобы текущий вид воспринимался однозначно, как в следующем примере:


Цвет шрифта обозначает текущее положение

В тексте надписей флажков используйте позитивное подтверждение, чтобы пользователь точно знал, что произойдет, если он поставит отметку. Избегайте фраз типа «Больше не присылайте мне е-мэйл сообщения», которые бы означали, что пользователю необходимо поставить отметку, чтобы что-то не происходило.

Флажки должны иметь надписи с позитивными командами, а не с негативными «Не…»

Сделайте надпись флажка целевой областью

Все флажки сопровождаются лейблами, но лейблы не всегда кликабельны. Флажки имеют маленький размер, и по закону Фиттса на них тяжело попасть, как мышью, так и пальцем. Для того чтобы увеличить область нажатия, дайте пользователям возможность выбирать требуемый параметр не только попаданием точно в квадратик, но и по лейблу или связанным словам.


Позвольте пользователю делать выбор нажатием не только флажка, но и лейбла

Используйте флажки только для изменения параметров, но не в качестве управляющих кнопок

Главное отличие флажка от переключателя состоит в том, что флажок используется для изменения состояния, а переключатель – для включения или отключения действия.

В примере ниже положение переключателя позволяет сказать однозначно: беспроводная связь включена. В случае с флажком пользователю приходится гадать – WiFi включен, или для его включения необходимо поставить галочку.


Для включения/выключения сервисов и компонентов аппаратного обеспечения, таких как WiFi, используйте переключатели

Взаимодействие флажка отличается от взаимодействия переключателя

Вы можете сделать так, чтобы состояние, за которое отвечает флажок, менялось не сразу (как часть отсылаемой формы, например), но действие, за которое отвечает переключатель, должно совершаться сразу же.

Хорошей практикой пользовательского взаимодействия является мгновенная смена управляемого параметра с помощью переключателя – не после нажатия кнопки «Сохранить» или перехода к предыдущей странице. Именно этого мы ожидаем от этого элемента управления в реальной жизни – мы щелкаем переключателем, и свет включается.


Включение Wi-Fi в iOS
Используйте флажки, когда для ввода изменения в силу от пользователя ожидаются дополнительные действия

Используйте флажки, когда пользователь должен кликнуть кнопку «Отправить» или «Следующий», чтобы сохранить изменения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector