Производство приводов для выключателей
Приводы выключателей
Надежная работа и безопасное обслуживание выключателей высокого напряжения невозможны без надежного привода, обеспечивающего безотказное выполнение операций включения и отключения выключателей и разъединителей вручную и автоматически. Монтаж привода должен быть по возможности простым и не требовать специальных знаний, он не должен требовать и точных работ по установке и регулировке привода.
При выборе типа привода прежде всего необходимо определить, для автоматических или неавтоматических операций он предназначается. Неавтоматические выключатели с более простыми приводами требуются в относительно редких случаях, например для размыкания шлейфов в сетях высокого напряжения. Как правило, выключатели работают автоматически.
Многие конструкции выключателей требуют наличия в их приводах механизма свободного расцепления, который служит двоякой цели: обеспечивает быстрое отключение и при включении на неустраненное КЗ автоматически отключает выключатель, несмотря на то, что орган управления находится в положении «Включено».
В настоящее время существуют следующие типы приводов: ручные — с предварительным запасанием энергии включения и без него; электрические — также с запасанием энергии включения и без него; пневматические — работающие на сжатом воздухе; гидравлические — работающие на масле под давлением.
Электрические приводы подразделяются на электромагнитные (соленоидные) и моторные. В некоторых случаях моторные приводы снабжаются аккумулятором энергии, в этом случае их называют инерционными приводами.
Выключатели с автоматическими приводами допускают дистанционное управление, а выключатели с ручным приводом могут управляться дистанционно только после ручного завода пружины на месте установки выключателя.
К различным типам приводов предъявляются следующие требования: а) пневматические и гидравлические приводы должны работать надежно при отклонениях давления рабочей среды перед управляющим клапаном в пределах от +10 до 0%; б) двигательные приводы прямого действия должны надежно работать при отклонениях напряжения на зажимах двигателя в пределах от +10 до -20%; в) инерционные двигательные приводы должны надежно запасать энергию в накопителе энергии (маховике) при отклонениях напряжения на зажимах двигателя в пределах от +10 до -20%; г) электромагнитные (соленоидные) приводы прямого действия должны надежно работать при отклонениях напряжения на их зажимах в пределах от +10 до -20%.
У всех приводов при недопустимом понижении или даже полном исчезновении давления или напряжения подвижные элементы не должны оставаться в промежуточном положении.
Ручной привод прямого действия допускается устанавливать для выключателей с отключаемой мощностью не более 200 MBА и максимальным включаемым током не более 10 кА.
Ручной привод применяется для выключателей нагрузки, разъединителей и заземляющих разъединителей всех напряжений, для выключателей, однако, только для напряжений до 35 кВ. Для выключателей с номинальным напряжением 35 кВ ручные приводы по большей части служат в качестве аварийного резерва к основному автоматическому приводу.
Приведение в действие ручного привода осуществляется рычагом или маховиком. В ручном маховичном приводе типа ПМ-10 соединение привода с валом выключателя производится при помощи рычага, шарнирно соединенного с пальцем на валу выключателя. Включение таким приводом производится поворотом маховика вручную, отключение — либо вручную, либо автоматически от реле минимального напряжения. Привод имеет механизм свободного расцепления.
Рычажные приводы типа ПРБА и ПРА включают выключатели при повороте рычага, соединенного с валом выключателя, отключение может производиться либо вручную, либо автоматически. В обоих типах приводов имеются механизмы свободного расцепления, позволяющие отключать выключатель в любом его положении как вручную, так и автоматически при помощи встроенных в привод отключающих элементов.
Ручные приводы имеют простую и надежную конструкцию, удобны в эксплуатации, но имеют ограниченное применение. Главным и существенным их недостатком является невозможность включения при их помощи выключателей дистанционно и автоматически.
Электрические приводы подразделяются на электромагнитные (соленоидные) и двигательные.
В электромагнитных приводах применяют электромагниты с перемещением сердечника вверх или вниз, а также с поворотными сердечниками. В СССР нашли широкое применение приводы с движением сердечника вверх. Для приведения в действие электрических приводов требуется достаточно мощный источник постоянного тока (до 50 кВт), например, аккумуляторная батарея, так как электромагниты переменного тока требуют слишком большой реактивной мощности. Электромагниты с линейным перемещением сердечника имеют то преимущество, что в конце хода сердечника тяговая сила электромагнита увеличивается и это способствует более сильному прижатию контактов выключателя друг к другу.
Электромагниты с поворотным сердечником допускают непосредственное соединение последнего с валом выключателя.
Для двигательного привода можно использовать как постоянный, так и переменный ток. Потребление мощности двигательными приводами примерно наполовину меньше, чем электромагнитными. Включение производится через червячную передачу, усиливающую момент привода. В двигательных приводах, применяемых для выключателей, часть энергии запасается в маховике, так как в конце процесса включения требуется развивать большие моменты, чем в начале. При исчезновении напряжения в процессе включения не должно возникать нежелательных последствий. Отключение выключателя производится пружиной, которая заводится при включении.
Двигательные приводы прямого действия в настоящее время не выпускаются и не применяются, однако на некоторых старых установках их еще можно встретить.
Инерционные двигательные приводы в СССР также не изготовляются, так как их конструкция сложна, они дороги и в надежности уступают электромагнитным приводам.
Пневматические приводы работают на сжатом воздухе и состоят из преобразователя энергии сжатого воздуха в механическую и из системы рычагов, передающих включающее усилие приемному рычагу выключателя. Их преимуществами по сравнению с электрическими приводами являются: простота конструкции, малые габариты, высокая скорость включения, мягкое (безударное) включение, легкость накопления энергии в простых воздушных резервуарах. Поэтому в последнее время пневматический привод распространяется также в электроустановках, в которых нет воздушных выключателей. Для получения сжатого воздуха устанавливают малые компрессоры на 0,5—1,0 МПа и соответствующие резервуары сжатого воздуха.
Приводы воздушных выключателей обычно эксплуатируются на том же давлении, что и давление дутья (1,5—2,0 МПа). В этих выключателях в зависимости от их конструкции сжатый воздух может непосредственно приводить в движение подвижный контакт, без промежуточного преобразования энергии сжатого воздуха в механическую в специальном приводном механизме.
Сжатый воздух может также применяться в приводах других конструкций для предварительного завода включающих или отключающих пружин.
Для современных сверхмощных выключателей 500—750 кВ с отключающей мощностью 20—50 ГВА требуются приводы, способные совершать весьма большую работу и производить операции включения и отключения чрезвычайно быстро: собственное время должно быть сведено практически к нулю. Такими возможностями не обладают пневматические приводы, которые к тому же имеют пониженную надежность в электрическом отношении из-за возможности конденсации влаги на внутренних поверхностях воздухопроводов. Эти недостатки отсутствуют у гидравлических приводов, в которых для передачи силовых импульсов к валу выключателя используется жидкость, преимущественно масло, под давлением.
Благодаря практической несжимаемости жидкости эти импульсы передаются мгновенно, и собственное время такого привода бесконечно мало. В СССР пока созданы только опытные образцы пневмо-гидравлических приводов, но, несомненно, они имеют большую перспективу применения. За рубежом пневмогидравлические приводы наиболее распространены во Франции, где они применяются с 1954 г. Французские пневмогидравлические приводы работают при давлениях масла до 30,0 МПа, что оказывается возможным при применении прочноплотных труб из изоляционного материала, армированного стекловолокном. Вязкость масла в системе остается неизменной до температуры –50° С. В системе привода установлен гидропневматический аккумулятор, в котором запасается достаточная энергия для нескольких циклов работы привода.
Энергия расходуется только на включение, отключение выключателя производится пружиной. Давление в резервуаре поддерживается автоматически периодической подкачкой насосом мощностью 0,3 кВт. Для повышения надежности параллельно с автоматическим установлен также ручной насос, который используется для ручной подкачки масла при отсутствии электрической энергии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
5-1. Назначение и виды приводов
Управление выключателями, т. е. их включение и отключение, производится специальными механизмами, которые получили общее название приводы.
Приводы выключателей выполняют следующие операции: Включают выключатель. Эта операция производится при помощи включающего механизма с ручным, электрическим или пневматическим управлением.
Удерживают выключатель во включенном положении, что осуществляется с помощью защелки, запирающего механизма или системы воздушных клапанов.
Отключают выключатель. Эта наиболее ответственная операция производится при помощи отключающего электромагнита, освобождающего защелку или запирающий механизм или открывающего клапан отключения. Отключение выключателя производится под действием отключающих пружин и собственного веса подвижных частей выключателя или давлением сжатого воздуха.
Включение и отключение выключателей требует затраты определенного количества энергии, так как при этом производится работа.
Источниками энергии для работы приводов могут быть: мускульная сила человека, предварительно сжатые или растянутые пружины, вес падающего груза, электричество, предварительно сжатый воздух. В соответствии с родом источника энергии приводы подразделяются на ручные, грузовые, пружинные, электрические и пневматические [Л. 11, 15, 16, 22, 51, 52].
Управление ручными приводами должно располагаться в непосредственной близости от самого привода, так как большое трение в деталях механической передачи (рычажной, цепной и т. д.) не позволяет относить привод па большие расстояния. Поэтому ручные приводы называются приводами непосредственного управления.
Управление электрическими и пневматическими приводами, как правило, удалено от самих приводов, расположенных в распределительных устройствах, и сосредоточено на щите управления. Приводы, управляемые на расстоянии, называются дистанционными. Электрические дистанционные приводы в свою очередь подразделяются на электромагнитные, которые производят включение выключателя с помощью включающего электромагнита, иэлектро-двигательные, которые производят включение выключателя с помощью электродвигателя.
Самой ответственной операцией привода является отключение выключателя. При этом привод должен обеспечить отключение выключателя не только вручную или дистанционно, но и автоматически при срабатывании релейной защиты. Поэтому приводы по способу отключения делятся на автоматические и неавтоматические.
Все автоматические приводы имеют отключающий электромагнит (отключающую катушку), воспринимающий сигнал от релейной защиты, или встроенные реле прямого действия, которые при срабатывании непосредственно воздействуют на защелку, удерживающую выключатель во включенном положении.
Автоматические приводы как ручные, так и дистанционные должны иметь свободное расцепление, с помощью которого производится отделение механизма выключателя от механизма привода не только при включенном выключателе, но и в процессе его включении. Этим обеспечивается отключение выключателя независимо от того, продолжает действовать на привод включающая команда или нет.
Приводы разъединителей внутренней установки
При заказе разъединителя заказчик порой не обращает внимания на такую не очень важную деталь, как привод, с помощью которого будут приводиться в движение контакты разъединителя.
Для стандартных разъединителей типа РВ(з)-10 на токи до 1000 А это действительно не принципиально. Так как усилие на приводе небольшое, то можно использовать простейший ручной привод ПР-3.
Однако для разъединителей 10 кВ на токи более 4000 А или разъединителей 35 кВ и 110 кВ, а также для удаленного управления разъединителями необходимо использовать более сложные типы приводов — червячные и двигательные.
Разъединители внутренней установки, как правило, размещаются внутри шкафов распределительных устройств КРУ или КСО, на задней стенке шкафа. При включенном напряжении дверцы распределительных устройств всегда закрыты, и оперирование разъединителями осуществляется с помощью приводов, органы управления которых размещаются на лицевой панели распределительного шкафа.
Привод ручной ПР-3 рычажного типа
Стандартные разъединителей в большинстве случаев управляются ручными рычажными приводами, работа которых целиком зависит от мускульной силы оператора.
Кинематическая схема ручного привода состоит из трех частей:
- Рукоятка привода, представляющая собой рычаг, поворачивающийся вокруг оси на одном из закрепленных концов примерно на 90 градусов. На рычаге могут устанавливаться запирающее устройство для навесного или электромеханического замка, а также датчики положения привода. Рукоятка привода обычно устанавливается на лицевой части шкафа распределительного устройства, например, камеры КСО. Собственно говоря, эту часть обычно и называют приводом.
- Тяга, которая одним своим концом крепится к рычагу привода, а другим — к рычагу или муфте, установленным на оси разъединителя. Тяга целиком находится внутри шкафа распределительного устройства, ее длина всегда подбирается по месту, исходя из расстояния от лицевой стороны шкафа до Задней стенки, на которой установлен разъединитель.
- Вал разъединителя, приводящий в движение основные или заземляющие контакты разъединителя
Привод червячный ПЧ-50М
Вес разъединителей на токи более 4000 А превышает 100 кг, и оперировать ими с помощью ручного привода довольно тяжело.
В этом случае для усиления мускульной силы оператора применяют червячный редуктор. Наиболее распространенной моделью с таким редуктором является червячный привод ПЧ-50М.
Привод состоит из следующих основных узлов:
- Основного червячного редуктора
- Рычага для управления тягой разъединителя
- Рычаг указателя положения привода с блок-замком
- Рукоятки, устанавливаемой на вал червяка
Червячный привод существенно облегчает оперирование разъединителем, однако его стоимость сравнима со стоимостью самого разъединителя. Поэтому приходится взвешивать необходимость применения червячного привода.
УЗНАТЬ ЦЕНУ
Отправьте запрос в любой форме на электронную почту com@tmtrade.ru . В течение дня мы подготовим для вас предложение со стоимостью и сроком поставки. Или просто позвоните нам по телефону +7 910-973-00-28
Двигательные приводы
Нередко возникает необходимость в удаленном управлении разъединителями. В этом случае не обойтись без двигательных приводов. При этом двигательные приводы могут управляться с выносного блока управления. Однако, двигательным приводам уже требуется оперативное питание.
Двигательные приводы предназначены для электродвигательного оперирования главными и заземляющими ножами разъединителей на напряжения от 35 до 220 кВ при их установке на открытом воздухе или на напряжения от 10 до 110 кВ при установке в помещении.
Наиболее распространенные модели двигательных приводов ПД-11, ПД-14, ПДЖ-1, УМП.
Конструктивно приводы выполнены в виде одного блока, включающего приводной электромеханизм и электрические устройства управления и сигнализации.
Четырехступенчатый редуктор привода имеет червячную, две цилиндрические и коническую пару зацепления. К редуктору крепится электродвигатель, коммутирующее устройство и электромагнитная блокировка.
Редуктор имеет ступень ручного оперирования, что обеспечивает не более 22 оборотов рукоятки на операцию включения или отключения.
В приводах предусмотрена возможность электрической блокировки, что делает невозможным оперирование заземлителями при включенных главных ножах и наоборот.
Двигательные приводы могут оснащаться микрпроцессорными контроллерами.
Шкафы всех типоисполнений приводов имеют электрический обогреватель с термовыключателем, обеспечивающим автоматическое включение обогрева при температуре окружающей среды ниже +5°С и отключение обогрева при температуре выше +9°С, а также отдельный обогреватель для исключения конденсата.
Подробному описанию двигательного привода ПД-14 посвящен отдельный материал нашего сайта.
Связанные материалы
- Электротехнические термины и сокращения
- Двигательные приводы разъединителей 35-110 кВ
- Нестандартные разъединители
- Разъединители внутренней установки на напряжение 20 кВ
- Разъединители внутренней установки на напряжение до 10 кВ
Отгрузка оборудования на космодром «Восточный»
Космическая отрасль России развивается бурными темпами и требует большого количества инновационного оборудования, в том числе, электротехнического.
ООО «Тяжмаштрейд» выполнило заказ Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры космодрома «Восточный» на поставку комплектующих для выключателей нагрузки.
Поставки электрооборудования в Монголию
С 2014 года компания «Тяжмаштрейд» поставляет электротехническое оборудование промышленного назначения в страны Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) — Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан.
В 2021 году наша компания начала экспортные поставки оборудования в другие страны мира. В этом году отгружены конденсаторные установки и разъединители в Монголию.
Начато производство разъединителей РЛК-20 кВ
К идее производства линейных разъединителей на 20 кВ мы обращались неоднократно с 2017 года. Было рассмотрено несколько вариантов конструкций разъединителей: РЛНД-20, РЛР-20, РЛК-20.
В 2020 году мы организовали серийный выпуск линейных разъединителей на номинальное напряжение 20 кВ, остановившись на хорошо зарекомендовавшей себя конструкции качающегося типа РЛК-20.
Отгрузка нового реклоузера 35 кВ OSM38 в Новосибирск
Реклоузеры OSM38 на напряжение 35 кВ пока только завоевывают российский рынок, в отличие от реклоузеров OSM15 на 10 кВ, которые уже широко распространены во всех регионах нашей страны.
Поэтому отгрузка покупателям каждой новой партии реклоузеров на 35 кВ представляет для нас радостное событие. Вместе с другим оборудованием реклоузер отправится из Новосибирска осваивать Дальний Восток.
Работа привода выключателя
4.6.1 На рис. 12 показан привод в отключенном положении с незаведенными рабочими пружинами включения 74 и 62. Для автоматической заводки рабочих пружин необходимо подать питание на электродвигатель с редуктором 52. Вращательное движение электродвигателя с редуктором посредством эксцентрикового выходного вала и установленной на нем собачки 46, подпружиненной пружиной 53, преобразуется в колебательное движение.
Колебательное движение собачки 46 сообщает вращательное движение храповому колесу 43, жестко посаженному на вал 41 кривошипа, который посредством рычага 76 поворачивает по часовой стрелке рычаги 59 и 69, жестко соединенные с первичным валом 6, и заводит рабочие пружины, при этом пружина 62 сжимается, а пружина 74 растягивается.
Для предотвращения обратного вращения храпового колеса под действием усилия, возникающего в процессе заводки рабочих пружин, помимо тормоза (вид А), предусмотрена стопорная собачка 30. Процесс складывания механизма свободного расцепления 70 происходит в течение всего времени заводки рабочих пружин и заканчивается в конце заводки, а при заведенных рабочих пружинах – мгновенно. Одновременно в процессе заводки рабочих пружин стойка 57, размещенная между блок-контактами (SQM) 58 и кулачком 44 в направляющей кронштейна 54 и подпружиненная пружинами блок-контактов SQM, скользит по профилю кулака 44 и в конце заводки рабочих пружин, западая в вырез кулака, дает возможность, блок-контактам SQM переключиться и разорвать цепь питания электродвигателя с редуктором.
Вал кривошипа 41, поворачиваясь за мертвую точку, под действием заведенных рабочих пружин зубом вала кривошипа 41 упирается в ролик 88 (или 7, см. рис. 17) защелки включения 15 (рис. 12), последняя роликом 21 (или 6, см. рис. 17) запирается на включающем кулачке 17. В процессе заводки рабочих пружин диск 73 механического указателя положения привода поворачивается и при полностью заведенных пружинах в окошке крышки привода появляется надпись «ГОТОВ».
4.6.2 Заводка рабочих пружин может осуществляться вручную вращением рукоятки 6 (рис. 26) по часовой стрелке.
При вращении рукоятки приводится в движение собачка 45 (рис 12), установленная на кривошипном конце вала ручной заводки 51. В дальнейшем происходит та же последовательность движений частей привода, что и при заводке рабочих пружин посредством электродвигателя с редуктором.
В конце заводки пружин рукоятка ручной заводки вращается вхолостую, т.к. собачка 45 находится в контакте с сектором храпового колеса 43, на котором отсутствуют зубья.
4.6.3 При неполностью заведенных рабочих пружинах нельзя включить выключатель дистанционно. Рычагом ручного включения 1 (рис. 26) возможно производить включение и отключение выключателей при наладочных работах и замере момента на валу механизмов полюсов.
Рисунок 23 – Противоразрядное устройство рабочих пружин включения:
1,5 – рычаг; 2 – кулачок; 3 –блокировка; 4,9 – пружина; 6 – штифт; 7 – эксцентрик; 8 – ролик; 10,12 – ось; 11 – палец; 13 – стержень; 14 – болт; 15 – гайка; I – рычаг 81 (рис. 12); II – кулачок 17 (рис. 12)
Рисунок 24 – Узел дополнительной пружины включения:
1 – пружина; 2 – направляющая; 3 – головка; 4 – скоба; 5 – втулка; 6 – ось; 7 – рычаг заводки
4.6.4 Включение выключателя происходит при подаче импульса на катушку электромагнита включения (YAC) 18 (рис. 12) привода или при нажатии на кнопку включения 10 рычага ручного включения. При этом кулачок 17 освобождает ролик 21 защелки включения 15.
Под воздействием кривошипа 41 ролик 88 смещается вместе с защелкой включения 15 и дает возможность провернуться валу кривошипа и связанным с ним рычагу 76 и рычагу заводки 69, жестко установленному на первичном валу 6. Растянутые пружины 74 через пружинодержатель 60, серьгу 55, соединенную с рычагом 59, жестко установленным на первичном валу, и сжатая пружина 62, соединенная
Рисунок 25 – Схема электрическая соединений привода
выключателей серии ВК-10
Примечания. 1. Положение элементов схемы соответствует незаведенному приводу и отключенному выключателю. 2. Допускается устанавливать перемычку между контактами 5 и 26 при питании электромагнита отключения от предварительно заряженных конденсаторов, длина импульсов при этом должна быть не более 0,08 с
x – контакты замкнуты
Обозначение | Наименование | Примечание |
YAC | Электромагнит включения | |
YAT | Электромагнит отключения | |
YAV | Электромагнит отключения независимого питания | По заказу |
YAA | Электромагнит отключения для схем с дешунтированием | По заказу 2 шт. |
KBS | Реле блокировки от повторного включения | |
M | Электродвигатель | |
SAB | Блок-замок | |
Q | Блок-контакт положения выключателя | |
SQM | Блок-контакт положения привода | |
XT | Клеммный зажим | |
XP | Штепсельный разъём |
Рисунок 26 – Органы неоперативного управления приводом:
1 – рычаг ручного включения; 2 – крышка; 3 – болт; 4 – вал; 5 – стержень; 6 – съёмная рукоятка; 7 – указатель включенного и отключенного положения; 8 – кнопка включения; 9 – кнопка отключения; 10 – педаль; P – усилие; L – плечо
через направляющую с рычагом заводки 69, поворачивают первичный вал против часовой стрелки. Рычаг заводки 69, поворачиваясь с первичным валом 6, пальцем 75 поворачивает рычаг 72, соединенный с механизмом свободного расцепления 70. Последний, соединенный с рычагом 87, жестко установленным на валу 1 привода, поворачивает вал 1 по часовой стрелке. Вал 1 привода с рычагом вала привода 8 (рис. 4), соединенный регулируемой тягой 14 с тягой 13, поворачивает валы механизма 16 и включает выключатель. В окошке крышки привода появляется надпись «ВКЛ.». Одновременно при включении происходит растяжение отключающей пружины 21.
Включенное положение привода и, соответственно, выключателя фиксируется рычагом 72 (рис. 12) на штоке 71 буфера 63.
В процессе включения рычаг 69 посредством рычага 76 поворачивает вал кривошипа 41 и, соответственно, храповое колесо 43 с кулаком 44. Последний, воздействуя на стойку 57, передвигает ее. Передвигаясь, стойка 57 переключает блок-контакты (SQM) 58, которые замыкают цепь питания электродвигателя с редуктором 52.
4.6.5.Отключение выключателя происходит при подаче импульса на катушку электромагнита отключения (YAT) 85 или нажатии на кнопку отключения 86, а также при срабатывании электромагнита отключения независимого питания (YAV)86, которые воздействуют на рычаг отключения 81соответственно рычагом 83 или 8, или штоком 78.
Рычаг отключения 81, перемещаясь по пазам, воздействует на рычаг 61механизма свободного расцепления 70.
Рычаг 61, он же рычаг 7 (рис. 27), поворачиваясь против часовой стрелки, выводит из зацепления кулачок 2, который удерживает тягу 3, в результате чего механизм свободного расцепления «сламывается» и дает возможность повернуться рычагу 4против часовой стрелки.
Рычаг 87(рис. 12) под действием сжатой пружины 21 (рис. 4) поворачивается против часовой стрелки и происходит отключение выключателя (соответственно и привода).
В окошке крышки привода появляется надпись «ОТКЛ.».
4.6.6 При подаче импульса на одну из катушек токовых электромагнитов отключения YАА шток 6 (рис. 22) воздействует на собачку 9 и выводит ее из зацепления с собачкой 4. Под действием пружины 8 собачка 4 поворачивается вокруг своей оси, воздействует на рычаг отключения 1 через рычаг 3 и отключает выключатель. В процессе отключения выключателя поворачивается вал привода с рыча-
гом 5 и через пружину 7, рычаг 3, жестко связанный с валом 2, возвращает в первоначальное положение собачку 4, взводит пружину 8. В процессе включения выключателя рычаг 5 освобождает пружину 7, собачки 9 и 4 входят в зацепление. Токовые электромагниты YAA готовы к дальнейшей работе.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1 Персонал, обслуживающий выключатели, должен знать их устройство и принцип работы, должен быть ознакомлен с настоящей инструкцией и строго выполнять ее требования.
5.2 Рама выключателя должна быть надежно соединена заземляющим контактом 2(рис. 4) с корпусом КРУ.
5.3 Фасадная металлическая перегородка выключателя должна иметь надежное электрическое соединение с рамой (основанием).
5.4 При осмотре выключателя в рабочем положении в КРУ следует помнить, что полюсы находятся под высоким напряжением, поэтому запрещается проникать любыми предметами в зону, расположенную за фасадной металлической перегородкой.
5.5 Техническое обслуживание, регулировка и ремонт выключателя производятся только при отсутствии напряжения на обоих выходах полюсов, в цепях вторичной коммутации и при незаведенных рабочих пружинах привода.
Примечание. Пружины привода никогда не следует заводить до установки привода на выключатель и сочленения с механизмами полюсов, т. к. механизмы привода с заведенными рабочими пружинами очень опасны.
5.6 Рычаг для ручного неоперативного включения выключателей запрещается оставлять на валу привода или полюса.
5.7 При выполнении ремонтных работ необходимо помнить, что при разборке розеточных контактов клапан 14 (рис.9) подпружинен пружиной 2 и имеет предварительное напряжение, поэтому необходимо принять меры предосторожности.
5.8 При снятии и установке узла дополнительной пружины привода (рис. 24) необходимо принять меры предосторожности, так как пружина 1 имеет предварительное сжатие.
5.9 Замер момента на валу выключателя производится только при незаведенных включающих пружинах привода.
5.10 При подъеме и перемещении выключателя подъемными средствами следует использовать только специально предназначенные отверстия в боковых стойках рамы.
5.11 Оперативное включение и отключение выключателя должно производиться только дистанционно.
Рисунок 27 – Механизм свободного расцепления:
1 – шток буфера; 2 – кулачок; 3 – тяга; 4,7,9 – рычаг; 5,10 – вал; 6 – пружина; 8 – пластина; 11 – амортизатор; 12 – раскос; 13 – болт
Примечание. Сплошными линиями показано: механизм сложен при включенном положении выключателя, а пунктиром – механизм «сломан» при отключенном положении выключателя.
ПОРЯДОК УСТАНОВКИ
6.1 Выключатели должны устанавливаться в ячейках комплектных распределительных устройств (КРУ). Окружающая среда должна быть не взрыво- и не пожароопасная, не содержащая агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию, и не насыщенная токопроводящей пылью и водяными парами, в концентрациях, препятствующих нормальной работе выключателя.
6.2 В КРУ над полюсами выключателя должен быть предусмотрен свободный выход газов, обеспечивающий нормальную работу выключателя без перекрытий.
6.3 Рабочее и контрольное положения выключателя в КРУ должны фиксироваться блокирующим устройством.
6.4 При вкатывании выключателя в КРУ, во избежание значительных механических воздействий на полюсы и на втычные контакты, необходимо следить за правильной установкой и входом их в контакт втулки в соответствии с требованиями инструкции на КРУ.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
7.1 Подготовку выключателя к работе необходимо начать с наружного осмотра, при этом проверить состояние и надежность крепления всех узлов и деталей. При необходимости подтянуть крепежные соединения и восстановить смазку на трущихся поверхностях, особо обратив внимание на наличие смазки в шарнирных соединениях рычага 69 (рис. 12), рычага 72 механизма свободного расцепления 70, роликов 21 и 88 защелки включения 15, на рабочих поверхностях направляющей 68 и в шарнирном соединении головки 3 (рис. 24) со скобой 4.
7.2 Снять консервационную смазку. Контакты выключателя имеют гальваническое покрытие, поэтому зачистка их поверхностей напильником или наждачной шкуркой недопустима. При очистке необходимо пользоваться растворителем, например, бензином БР-1 или спиртом. Контактные поверхности токоведущих стержней в зоне касания с ламелями втычных контактов покрыть тонким слоем смазки ВНИИ НП-228.
7.3 Отвинтить пробки маслоспускных отверстий 6 (рис.4) и слить масло с полюсов. Снять розеточные контакты 15 (рис.6). Замерить выход подвижных стержней 4 из дугогасительных камер 13, который должен быть в пределах 29…32 мм, проверить состояние розеточных контактов, дугогасительных камер и распорных цилиндров, после чего установить их на прежнее место.
7.4 Проверить максимальный включающий и минимальный удерживающий моменты на валу механизмов полюсов в соответствии с пп. 8.10, 8.11.
7.5 Ввинтить маслоспускные пробки и залить полюсы по верхнему уровню маслоуказателей трансформаторным маслом ГОСТ 982-68 или ГОСТ 10121-76 (примерно 4 л в каждый полюс). Для этого установить выключатель в отключенное положение, отвинтить стекла маслоуказателей (рис. 6, рис. 7) и медленно заливать масло до начала движения поплавка. Установить стекла маслоуказателей и долить масло до верхнего уровня через стравливающее отверстие в крышке 12 (рис. 9) или кожухе 16 (рис. 7). Чистое сухое масло непосредственно после заливки в полюсы должно иметь пробивное напряжение не менее 25 кВ в стандартном разряднике.
7.6 Проверить скорость отключения и включения, электрическое сопротивление полюсов в соответствии с п. 8.12 и 8.13.
7.7 Проверить исправность действия блокировочных устройств и механизмов выключателя в соответствии с п. 8.14 и 8.15.
7.8 Обтереть выключатель. Обтирочный материал должен быть чистым и не оставлять ворса. Изоляционные цилиндры обтереть ветошью, слегка смоченной спиртом, уайт-спиритом или бензином БР-1.
7.9 После выполнения перечисленных выше операций выключатель может быть включен на рабочее напряжение сети.
Содержание отчета
1 Технические данные высоковольтных маломасляных выключателей серии ВК-10 и область их применения.
2 Описание конструкции и принципа действия маломасляного выключателя и его основных узлов: основания, привода, полюсов, дугогасительного устройства, механизмов выключателя, блокировочных устройств.