Oncool.ru

Строй журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протяжка контактов автоматического выключателя

Протяжка контактов автоматического выключателя

Качество затяжки резьбовых соединений играет важнейшую роль при сборке различных механизмов, конструкций, отвечающих за надёжность контактов электрических соединений, а порой и за здоровье/жизнь людей. Ни для кого не секрет, что слабо затянутое соединение со временем разболтается и подведёт Вас в самый неподходящий момент, а слабо затянутые электрические контакты могут стать причиной нагрева места соединения, а возможно и обрыва цепи, вследствие отгорания контакта. Чрезмерное же усилие при затяжке может повлечь за собой срыв головки винта или резьбы соединительных деталей. Также не стоит забывать о том, что излишне затянутое соединение может вызвать небольшую, незаметную для человеческого глаза деформацию или повреждение крепежных деталей, что в будущем скажется на надёжности конструкции. А в случае с электрическими соединениями — деформированный излишне перетянутыми контактами провод периодически подвергается ещё и термическому воздействию, что ускоряет процесс его разрушения.

Для того, чтобы точно регулировать усилие при затяжке винтов, болтов и других крепежных деталей, имеющих резьбу, лучше всего использовать динамометрический инструмент. Он позволяет устанавливать необходимый момент силы затяжки и избежать чрезмерного перетягивания или недотягивания, а следовательно обеспечит надёжность соединения. Наш интернет-магазин предлагает широкий ассортимент профессиональных инструментов Wera, которые подходят для работы с любым типом винтов и насадных головок и выпускаются на базе фирменной рукоятки Kraftform, среди них имеются и различные динамометрические инструменты. Установка необходимого значения на таких инструментах не требует дополнительных приспособлений или навыков, а достижение критического момента сопровождается хорошо слышимым характерным сигналом-щелчком. Такие инструменты имеют регулируемый диапазон моментов затяжки со значениями от 0,1 до 8,8 Нм, устанавливаемые с высочайшей точностью, и специальный механизм Rapidaptor для мгновенной смены битов. При вращении в обратную сторону ограничения момента силы не происходит, это особенно удобно при отвинчивании трудноподдающихся винтов. А для работы с токоведущими частями лучше всего использовать специальные диэлектрические динамометрические отвертки.

Чтобы ваши крепежные детали, имеющие резьбу, приносили максимальный эффект от использования, необходимо прилагать соответствующий крутящий момент при завинчивании.

Таблица зависимости диаметра резьбы и крутящего момента для винтовых зажимов (согласно ГОСТ Р 51322.1-2011 МЭК 60884-1:2006):

Номинальный диаметр
резьбы, мм
Крутящий момент, Н х м
Винты без головокВинты с
головкой
Винты колпачковые
до 2,8 включ.0,20,4
свыше 2,8 до 3,0 включ.0,250,5
свыше 3,0 до 3,2 включ.0,30,6
свыше 3,2 до 3,6 включ.0,40,8
свыше 3,6 до 4,1 включ.0,71,21,2
свыше 4,1 до 4,7 включ.0,81,81,2
свыше 4,7 и более0,82,01,4

А вот официальное письмо от Legrand, в котором они рекомендуют затягивать клеммы своих электроустановочных механизмов со значениями крутящих моментов, представленными в таблице:

Элеко — Интернет магазин электрики в Иркутске www.eleko.pro

Роман Баранов, 13 января 2020 года

При использовании этой статьи ссылка на страницу исходной статьи обязательна

Замена автоматического выключателя в электрощите

Несмотря на всю простоту конструкции и надежность в эксплуатации, автоматические выключатели подобно всем остальным устройствам нередко выходят из строя. Наиболее распространенными причинами тому являются работа на предельных нагрузках и частое тепловое срабатывание. Кроме того, достаточно часто автомат попросту не способен выполнять свои функции уже после первого срабатывания. Стоит отметить, что неисправный автомат ничем не выдает свою поломку и выглядит как его вполне работоспособные аналоги.

Часто встречаются поломки связанные с выгоранием контактных зажимов и корпусов выключателей модульного типа, что связано со слабым электрическим контактом. Причин множество, начиная недостаточно хорошо скрученными несколькими проводками и заканчивая дефектом резьбы зажимного винта или ослаблением контакта (в случае с алюминиевыми проводами). Ну и конечно же, никто не застрахован о заводского брака, который никак не выявляет себя в момент установки автомата, а лишь в ходе его эксплуатации становится очевидным.

Как бы то ни было, последствия таких неисправностей исключительно негативные: в лучшем случае все может закончиться полным уничтожением автоматического выключателя, а в худшем – пожаром. Поэтому следует регулярно контролировать состояние контактов и при необходимости устранять различного рода дефекты.

Отключение и снятие автоматического выключателя.

К ремонту электрических автоматов, как правило, не прибегают, поскольку гораздо дешевле и быстрее попросту приобрести новое устройство. Поэтому специалисты рекомендуют пр поломке автоматического выключателя сразу заменить его.

Прежде всего, перед демонтажем устройства следует его обесточить , т. е. отключить питающую его линию, даже несмотря но тот факт, что изоляция электрических проводов достаточно надежная, а контакты автомата удобны и просты в обращении. В особенности, это актуально, когда после искрения контактов и перегрева корпус устройства оплавился, вследствие чего все элементы прикипели друг к другу. В подобных случаях выполнение демонтажа становится более сложным, т. к. необходимо обрезать обгоревшие концы проводников и вновь подготавливать их к подключению.

Большая часть автоматов, установленных в щитке, выполняют распределительную функцию, либо линейную, питая отдельный электроприемник или часть бытовой сети. Обесточить такое устройство не трудно – необходимо лишь выключить вводный пакетник или автомат (самый мощный). Если же речь идет о необходимости замены непосредственно вводного автомата, то здесь уже придется прибегнуть к помощи соответствующей организации и профессиональных электриков. Дело в том, что в данном случае напряжение можно снять лишь на внешнем распределительном устройстве, доступ к которому имеют только специалисты.

Читать еще:  Выключатель массы камаз зил

Перед началом снятия автоматического выключателя необходимо убедиться в отсутствии напряжения при помощи специальных приборов, будь-то мультиметр и ли простой индикатор. После этого следует выкрутить винты, если поддаются, но если они прикипели к корпусу, можно просто обкусить концы проводов с помощью бокорезов .

В современных распределительных щитах большинство автоматов крепится на специальную ДИН-рейку омега-образного профиля. Демонтаж автомата в таком случае заключается в том, чтобы продет плоскую отвертку в проушину , имеющуюся внизу автомата и оттянуть ее вниз. Если у устройства имеется вторая проушина , то процедуру нужно повторить. Если в случае с демонтажем о целостности поврежденного автомата можно не беспокоиться, то во время установки необходимо соблюдать осторожность, дабы не сломать проушину или нижний захват, с которым она связана механически.

Установка автоматического выключателя

Что касается монтажа, то устанавливается автомат в последовательности, обратной снятию. Также следует проверить концы проводов, обрезав и зачистив при необходимости. Далее можно устанавливать их на свои места в зажимах.

По окончанию монтажа следует подать напряжение и проверить работу автоматического выключателя под нагрузкой. Если искрение, оплавление и прочие эффекты шумового и теплового характера отсутствуют, значит, устройство работает исправно.

В идеальной ситуации автоматы перед установкой должны подвергаться лабораторной прогрузке . Но поскольку выполнение такого теса не всегда представляется возможным, к выбору устройства нужно подходить со всей ответственностью. Все цифровые номиналы, указанные на корпусе автомата, должны соответствовать прилагаемой к нему нагрузке. Если же вы не вполне уверены в выборе устройства, лучше проконсультироваться у специалиста.

Протяжка контактов автоматического выключателя

vent@vis-m.ru

Задать вопрос специалисту

  • Кондиционирование
    • Чиллеры
      • ТО чиллеров
      • Конструкция и применение
      • Классификация
      • Производители и бренды
        • Clivet
      • Техническая документация
    • Компрессорно-конденсаторные блоки (ККБ)
      • Классификация
      • Производители и бренды
      • Каталоги по производителям
      • ТО компрессорно-конденсаторных блоков
    • Холодильные централи
      • Назначение и применение
      • Классификация
    • VRV — системы
      • Область применения и особенности
    • Насосные станции
      • Назначение и основные характеристики
      • Насосные станции Clivet
      • Управление
    • Осушители
    • Увлажнители
    • Запчасти
    • Мониторинг и диспетчеризация
    • Полезно знать
      • Расчет мощности кондиционера
      • Сечение проводов
      • Эквивалентная длинна магистрали
      • Таблица перевода дюймовых размеров в метрические
      • Линейка холодильщика
      • Момент затяжки накидных гаек
      • Таблица перевода PSI в Bar
    • Сплит системы
      • Бытовые
      • Промышленные
      • Согласователи
  • Прецизионные кондиционеры
    • Классификация
    • Производители и бренды
      • Uniflair
      • Stulz
      • EMERSON
      • Tecnair
      • Montair
      • APC
      • HiRef
      • Emicon
      • ECSO
    • Обслуживание прецизионных кондиционеров
    • Запчасти для прецизионных кондиционеров
  • Обслуживание
    • Исходная информация
    • Виды технического обслуживания
    • Обслуживание прецизионных кондиционеров
    • Монтаж прецизионных кондиционеров
    • Нормочасы и трудозатраты
    • Инструменты и материалы для ТО
    • Регламент и объем РТО
    • Коментарии к регламенту и объему РТО
      • Визуальный осмотр оборудования
      • ТО электрической части
  • Диагностика и ремонт
    • Задачи этапа диагностики
    • Использование диагностического инструмента
    • Ремонтные работы
      • Устранение утечки
    • Замена узлов и их ремонт
      • Замена компрессора
      • Замена жидкостных фильтров
      • Замена ТРВ
      • Замена бачка пароувлажнителя
  • Стоимость
    • Стоимость работ по кондиционированию
  • Главная
  • Обслуживание
  • Коментарии к регламенту и объему РТО
  • ТО электрической части

ТО электрической части

Стандартным пунктом регламентных работ по обслуживанию климатической техники является протяжка электрических контактов. В процессе эксплуатации контакты электрических соединений прослабевают. Обусловлено это двумя причинами:

— сминанием (просадкой) провода, затянутого клеммой;

— растягиванием витков резьбы винтового контакта.

Прослабленный контакт не способен выдерживать номинальные токи, греется, подгорает и в конечном счете, как минимум, перестаёт проводить электрический ток. О случаях из разряда «максимум» говорить не хочется, т.к. это пожары и унесенные жизни.

Приступая к ТО электрической части климатической установки необходимо обесточить оборудование. Причем, сделать это нужно не на самом оборудовании, а вводным автоматическим выключателем в распределительном щите. Далее следует проверить наличие напряжения на вводном автомате оборудования, и только после этого допускается работа с электрической частью техники.

Первым делом, самым тщательным образом, с применением дополнительных локальных осветительных приборов, контакт за контактом осмотрите щит. От опытного взгляда сервисника не ускользнёт изменение цвета эл. контакта, подплавление изоляции проводов, изменения в состоянии пластмассовых частей контактора, пускателя или локальных автоматов. Специалист обязательно проверит зоны прохождения питающего кабеля через корпусные панели оборудования и щита. Также, необходимо проверить состояние заземления щита и корпуса оборудования.

Вот теперь самое время, вооружившись специальными диэлектрическими отвертками, проводить протяжку контактов. Специалист не полениться откинуть провод, если он мешает доступу к контакту, расположенному под ним. Протягивая контакты на управляющих платах обязательно придерживайте саму клемму, в противном случае вы запросто можете выломать контакт. Основополагающим принципом при проведении этих работ – ни один контакт не должен остаться не протянутым. Те контакты, которые неудобны для протяжки, как правило, самые прослабленные (причина банальна: они были, так же неудобны и для всех ваших предшественников). Добросовестный сервисный инженер не поленится открыть крышки двигателей вентиляторов, компрессоров, реле. Тянем всё, будь то контакты под шлицевую отвертку или крестовую, под ключ или шестигранник, под головку или звёздочку – протянуто должно быть всё.

И буквально пару слов о допусках: сервисный инженер, выполняющий в том числе и обслуживание электрического щита должен быть аттестован, и обязательно иметь при себе удостоверение с группой электробезопасности не ниже третей. И еще, ТО элетрической части должна проводить бригада, состоящая минимум из двух специалистов. В крайнем случае, не постесняйтесь в качестве страхующего, привлечь представителя службы эксплуатации заказчика. Как только вы забудете о безопастности, опастность тут же вспомнит о вас. И вообще — электрический ток бесконечно справедливая вещь — бьет за глупость.

Читать еще:  Ток перегрузки автоматического выключателя это

ВИС — просто приедем и сделаем.

Затяжка резьбовых соединений

Ревизия электрощита – этапы работ

Разобьем работы по ревизии электрощита на несколько этапов:

  • Внешний осмотр щитка;
  • Осмотр внутренней части щита и его наполнения;
  • Проверка контактных соединений;
  • Проверка коммутационных устройств (автоматы защиты, УЗО и т.п.), включая расчет электросети.

Перед ревизией электрощита заранее обеспечьте запасное освещение. Отключите все автоматы, включая, вводной автомат. При работе соблюдайте безопасность электрика.

Протяжка клеммных соединений

Идет ли речь о жилых и коммерческих зданиях, промышленных предприятиях или объектах энергетики — повсюду немалая доля неисправностей, аварий и возгораний связана с плохим контактом, возникающим из-за нарушений технологии монтажа электросетей.

Выбор подходящих методов соединений зависит от совокупности ряда факторов и во многом определяется существующей нормативной базой.

Так, Правила устройства электроустановок (ПУЭ) , «настольная книга» любого электрика, предписывают, что «соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.)».

На практике электромонтажники руководствуются не только нормативами, но также стоимостью, трудоемкостью и технологичностью того или иного способа соединения.

Полтора века развития электротехники оставили богатое наследие в плане всевозможных методов соединения проводов. Пожалуй, самый старый и примитивный из них — это скрутка. Как явствует из названия, два зачищенных от изоляции провода просто скручиваются вокруг друг друга (не менее 5-7 очень плотных витков), тем самым обеспечивая контакт для передачи электрического тока. Место соединения обычно изолируется изолентой, термоусадкой или специальными пластиковыми колпачками.

Надежность и срок службы такого соединения сильно зависят от условий эксплуатации и нагрузок

Основная причина проблем — окисление поверхности проводов, что особенно актуально для алюминиевых жил. Вследствие этого теряется электрический контакт, скрутка начинает греться, изоляция на ней плавится, что чревато возникновением короткого замыкания.

Кроме того, плохой контакт может искрить, что нередко становится причиной поломки электрооборудования.

Поэтому в настоящее время этот способ не разрешён нормативными документами и остается временным решением для электриков-любителей (если ток в цепи не превышает 2-3 А), когда под рукой нет подходящего инструмента для более надежных и безопасных видов соединения.

Также скрутка является одним из возможных этапов монтажа соединений при помощи пайки или сварки. Пайка — это соединение жил проводов с участием легкоплавкого припоя (например, свинцово-оловянных сплавов). Опайка скруток обеспечивает надежный электрический контакт проводов и отчасти защищает от коррозии. Для работы с проводами сечением до 1,5-10 мм2 подходит обычный паяльник, но более толстые жилы сечением 16-240 мм2 приходится разогревать пропан-бутановой горелкой или паяльной лампой.

При электродуговой сварке металл соединяемых проводов в скрутке сплавляется в единое целое, благодаря чему этот метод обеспечивает наилучший электрический контакт и высокую механическую надежность. Кроме того, сварка существенно быстрее и дешевле, чем пайка — весь процесс занимает всего несколько секунд.

Поэтому этот метод широко используется в массовом строительстве.

Вместе с тем он отнюдь не универсален, так как не позволяет проводить монтаж при густом расположении кабелей в электрощитах и распределительных коробках, на пожароопасных объектах, требует наличия инверторного сварочного аппарата с соответствующим электропитанием и, разумеется, монтажника с необходимой профподготовкой.

Клеммники для любителей и «профи»

Рассмотренные выше способы соединения проводов имеют общую особенность: их надежность и долговечность сильно зависят от добросовестности и профессиональной подготовки электромонтажника. Усталость, спешка или низкая квалификация работников часто приводят к браку. Впоследствии при эксплуатации сети это увеличивает вероятность замыканий и возгораний. Чтобы нивелировать значение человеческого фактора и повысить скорость и качество монтажа электросетей, сейчас широко используют клеммные колодки (клеммники).

В общем виде они представляют собой изолирующую пластину, на которой закреплен проводник с парными контактами-клеммами. Задача монтажника сводится к нескольким простым операциям: зачистить конец провода нужной длины, вставить его в клеммную колодку и зафиксировать соединение, затянув винт или опустив рычажок. Явным плюсом использования клеммника считается возможность соединять медные и алюминиевые провода, которые в данном случае не имеют прямого контакта.

Осмотр внутренней части щита и его наполнения

Открыв крышку щитка вы, наверно, увидите слой пыли. Снимите кожух защищающий автоматы. Протрите его от пыли и грязи. Сухой кистью или щеткой смахните пыль с устройств коммутации и проводов.

По правилам, все кабели должны быть промаркированы. Автоматические выключатели должны быть подписаны. Маркировка кабелей и автоматов должна быть такой, чтобы любой, открывший щит, понял, куда идут провода и что защищают автоматические выключатели и устройства защиты.

Общие требования к контактным соединениям

В зависимости от диаметра болтов, отверстия в шинax выполняются согласно таблице

Диаметр болта, мм8101216
Диаметр отверстия, мм9111418

Допускается выполнение овальных отверстий.

  • При соединении (ответвлении) шин шириной до 50 мм используется один болт (диаметром 10 мм-при ширине шин 25-30 мм; 12 мм-при ширине 40 мм и 16 мм-при ширине 50 мм), два болта (диаметром 10 мм-при ширине шин 60 мм; 12 мм-при ширине 80 мм и 16 мм-при ширине 100-120 мм). Контактные участки шин шириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами шириной не более 5 мм.
  • К каждому болту плоского вывода или к штыревым выводам рекомендуется присоединять не более двух проводников.
  • Длина болтов должна быть такой, чтобы после затяжки оставалось не менее двух ниток свободной резьбы.
  • Под головки болтов и гайки при соединении медных шин подкладываются чистые стальные нормальные шайбы согласно таблице:
Читать еще:  Типовая инструкция по ремонту масляных выключателей

При соединении алюминиевых шин под головки болтов и гайки подкладываются специальные увеличенные шайбы согласно таблице:

При соединении медных шин с алюминиевыми увеличенные шайбы подкладываются только со стороны алюминиевой шины.

При отсутствии специальных увеличенных шайб допускается установка двух нормальных шайб вместо одной увеличенной.

  • Разборные контактные соединения должны быть предохранены от самоотвинчивания контргайками, пружинными шайбами или тарельчатыми пружинами. Пружинные шайбы не рекомендуется применять при соединении алюминиевых шин. В МКС, как правило, применяются контргайки.
  • Затяжку болтов рекомендуется производить индикаторными ключами с крутящим моментом согласно таблице:

Проверка контактных соединений

В электрощите три типа контактных соединений проводов:

  • Соединение проводов и металлического корпуса щита;
  • Соединение проводов и клемм автоматов защиты;
  • Контакт проводов на контактах клемных колодок.

Статьи по теме: Сборка вводного щитка Legrand на 144 модуля

Соединение проводов и металлического корпуса щита

Соединения проводов и металлического щита могут быть болтовые или под гайку.

Общий алгоритм проверки соединений таков.

  • Любой контакт проводов с корпусом не должен иметь окислений и тем более ржавчины.
  • Если нужно разберите соединение, зачистите концы провода.
  • На конце провода нужно сделать кольцо под размер болта.
  • Болтовые соединения должны быть с шайбой. Соединение под болт усильте шайбой гровер. Гаечное соединение усиливается контргайкой.

Например, рассмотрим контакт заземления металлического электрощита:

  • Отсоедините заземляющий провод;
  • Зачистите провод заземления и заземляющий болт на корпусе;
  • Как правило, провод заземления электрощита крепится под болт. На конце провода должно быть сделано кольцо под болт соединения;
  • Восстановите соединение заземляющего провода с корпусом щитка;
  • Гайка соединения должна быть хорошо затянута, обеспечивая надежное соединение. Под гайкой должна быть плоская шайба;
  • Для усиления соединения наверните вторую гайку (контргайку);
  • Место заземления должно быть помечено знаком заземления;
  • Проделайте аналогичную операцию со всеми соединениями проводов с металлическими частями щита.

Контакты в автоматах и устройствах защиты

Проверьте соединение проводов и клемм автоматических выключателей. Для этого отверткой протяните болты клемм соединений. Затягивайте сильно, но без фанатизма.

Контакт проводов на контактах клемных колодок

Аналогично протяните все болты на клемных колодках установленных в щите.

Контактные соединения

Справочник мастера ОАО «МОЭСК» > Раздел 1. Основное электротехническое оборудование

Контактные соединения электрических цепей выполняются в соответствии с

  • ГОСТ 10434-82 «Соединения контактные электрические»
  • ГОСТ 21242-75 «Выводы контактные электротехнических устройств плоские и штыревые»
  • «Инструкции по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств» (концерн «Электромонтаж», 1993г.; номер по классификации MKC-III-A-2)

По ГОСТ 10434-82, в зависимости от области применения, контактные соединения подразделяются на 3 класса. К 1 классу относятся соединения цепей, сечение которых выбирается по длительным токовым нагрузкам — это силовые электроцепи, линии электропередач (т.е. цепи, относящиеся к МКС).

В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств соединения подразделяются на группы А и Б. Климатические исполнения У, УХЛ для категории размещения 3 (что соответствует условиям МКС) относятся к группе А.

Таким образом, все требования ГОСТ 10434-82 к контактным соединениям применительно к МКС должны соответствовать классу 1 и группе А.

По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на:

  • неразборные, выполняемые сваркой, пайкой или опрессовкой (соединения сборных шин между и ответвления от них рекомендуется выполнять сваркой)
  • разборные (болтовые), применяемые для соединения шин с выводами электротехнических устройств. В зависимости от материала соединяемых элементов разборные соединения, в свою очередь, подразделяются на: не требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления в месте контакта
  • требующие применения средств стабилизации

Соединение плоских контактных поверхностей (шин прямоугольного сечения или наконечников с плоскими выводами электротехнических устройств), выполненных из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, не требуют применения средств стабилизации и выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии. Допускается применение вороненых стальных болтов, гаек и шайб.

Соединение алюминиевых шин между собой или с плоскими выводами электротехнических устройств, а также с другими проводниками, выполненными из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, должно выполняться с применением средств стабилизации, одного из ниже перечисленных:

  1. крепежных изделий из цветных металлов с коэффициентом линейного расширения от 18*10-6 до 21*10-6 1/°С (латунь);
  2. тарельчатых пружин;
  3. металлических покрытий рабочих поверхностей алюминиевых проводников;
  4. переходных медно-алюминиевых пластин (медно-алюминиевых наконечников) или переходных пластин и наконечников из твердого алюминиевого сплава.

Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин соединяются с алюминиевыми шипами сваркой.

При применении средств стабилизации по пунктам 2,3,4 контактные соединения также выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии.

К штыревым выводам, выполненным из меди или латуни, присоединение проводников из меди или из твердых алюминиевых сплавов выполняется без средств стабилизации, а алюминиевых проводников — с применением средств стабилизации: при токах до 630 А — с использованием крепежных деталей из латуни, а при токах более 630 А — с использованием металлических покрытий (п.З) или переходных пластин (п.4).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector