Резервуары воздушных электрических выключателей
ТОКОПРИЕМНИКИ И ГЛАВНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ
ТОКОПРИЕМНИКИ
Токоприемники электровозов постоянного и переменного тока устроены одинаково. На электровозах переменного тока устанавливают токоприемники легкого типа, рассчитанные на длительный ток до 500 А, а на электровозах постоянного тока — тяжелого типа, рассчитанные на длительный ток до 2200 А.
Токоприемники легкого типа в отличие от токоприемников тяжелого типа вместо двух полозов имеют один; однако из-за высокого напряжения контактной сети (25 кВ вместо 3 кВ) приходится применять более прочные в электрическом отношении изоляторы.
Имеются и некоторые другие конструктивные особенности у токоприемников электровозов переменного тока.
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ
Разъединитель QS (см. рис. 10) в силовой цепи предназначен для тех же целей, что и на электровозах постоянного тока, но его опорные изоляторы рассчитаны на напряжение контактной сети 25 кВ.
В силовой цепи после разъединителя установлен аппарат, осуществляющий, как и на электровозах постоянного тока, отключение силовой цепи от контактной сети при недопустимых перегрузках и коротких замыканиях. По устройству и действию этот аппарат, называемый главным выключателем (ГВ), отличается от быстродействующего выключателя электровозов постоянного тока. Отличия его определяются следующим. Вследствие значительного индуктивного сопротивления силовых цепей электровоза переменный ток при перегрузках и коротких замыканиях не возрастает так резко (рис. 49), как постоянный (см. рис. 29). Кроме того, переменный ток изменяется синусоидально и поэтому проходит через нулевые значения. Благодаря этому легче разорвать цепь тока и не требуется иметь такое высокое быстродействие выключателя, как при постоянном токе.
Рис.49. Кривая, характеризующая изменение переменного тока
при коротком замыкании в силовой тяговой цепи
В качестве главных выключателей чаще всего применяют воздушные, в которых для гашения дуги и в приводе используют сжатый воздух . Конструктивно воздушный выключатель выполнен совместно с разъединителем. Его силовая токоведущая цепь имеет две пары контактов: разрывные, принадлежащие главному выключателю, QF и контакты разъединителя QS (см. рис. 10).
Рис.50. Главный выключатель
Основой выключателя, установленного на отечественных электровозах, является корпус (рис. 50), который крепят к крыше электровоза. К корпусу с помощью патрубка прикреплен воздушный резервуар. В процессе отключения выключателя сжатый воздух из резервуара подается в дугогасительную камеру через патрубок и полость наклонного изолятора. Дугогасительная камера смонтирована в горизонтальном полом изоляторе, укрепленном на наклонном изоляторе. На верхней части корпуса смонтирован разъединитель, ножи которого укреплены на поворотном изоляторе. На корпусе закреплен кронштейн, на него заземляются ножи разъединителя в отключенном положении. Внутри корпуса смонтированы механизмы управления выключателем. ГВ является основным защитным аппаратом, поэтому он должен быть постоянно готов к отключению. Следовательно, до включения выключателя в его резервуаре должен быть сжатый воздух. Специальное реле давления не допускает включения выключателя (рис. 51) при недостаточном давлении в резервуаре и вызывает его отключение, если давление, снижаясь, достигает минимального значения.
При включенном выключателе ток от токоприемника через неподвижный и подвижной контакты выключателя, неподвижный контакт и ножи разъединителя, трансформатор тока ТТ пойдет к первичной обмотке тягового трансформатора Т. Вторичная обмотка ТТ соединена с удерживающей катушкой главного выключателя и реле максимального тока. В случае перегрузки или короткого замыкания ток в первичной и вторичной обмотках ТТ резко увеличивается. Реле максимального тока срабатывает, если ток, проходящий через ТТ, превышает допустимый. При этом разрывается цепь удерживающей катушки, включающий клапан (см. рис. 51) приводится в действие, что является начальной операцией отключения выключателя.
Цепь удерживающей катушки может быть разомкнута либо кнопкой Выключение ГВ, либо контактами реле той или иной защиты. Например, на восьмиосных электровозах эта цепь разрывается при срабатывании защиты от перегрузки тяговых двигателей, дифференциальной защиты, защиты выпрямительных установок, токовой защиты силовой и вспомогательных цепей и пр.
Для включения ГВ необходимо подать напряжение питания на удерживающую и включающую катушки. Включающий электромагнит воздействует на пусковой клапан. Когда этот клапан открывается, сжатый воздух поступает в дополнительную полость и перемещает в ней поршень в крайнее левое положение.
Рычаг, связанный с поршнем через шток, поворачивает вал разъединителя на определенный угол — до замыкания ножей разъединителя. В конце поворота вала переключаются блок-контакты контрольно-сигнального аппарата (см. рис. 51), один из которых размыкает цепь включающей катушки. Сердечник включающего электромагнита возвращается в исходное положение, пусковой клапан закрывается, сжатый воздух из дополнительной полости уходит в атмосферу, а поршень остается в крайнем левом положении.
При повороте вала в сторону, соответствующую включению главного выключателя, толкатель, перемещаясь влево, сжимает пружину, которая воздействует на якорь удерживающей катушки. Однако якорь электромагнитными силами удерживается притянутым. В том случае, когда по каким-либо причинам по удерживающей катушке не протекает ток, под действием пружины якорь перемещается влево, и начинается отключение выключателя.
Чтобы отключить выключатель, нужно привести в действие выключающий клапан. Для этого необходимо разорвать цепь удерживающей катушки либо подать питание на отключающую катушку. При таком воздействии рычаг ГВ поворачивается по часовой стрелке. Отключающий клапан открывается, сжатый воздух попадает в полость, где находится поршень, соединенный с главным пусковым клапаном (см. рис. 51). Этот поршень перемещается влево, открывая главный пусковой клапан. Сжатый воздух из резервуара поступает в дугогасительную камеру горизонтального изолятора и одновременно в дополнительную полость.
В дугогасительной камере под действием сжатого воздуха происходит перемещение находящегося в ней поршня вправо. При этом подвижной и неподвижный разрывные контакты размыкаются. Дуга, образовавшись в промежутке между ними, выдувается и гасится потоком сжатого воздуха, который затем через отверстия в головке дугогасительной камеры выходит в атмосферу.
Контакты разъединителя должны размыкаться позже при уже обесточенной силовой цепи электровоза, поскольку ножи разъединителя не рассчитаны на гашение электрической дуги. Для обеспечения необходимой выдержки и предусмотрена дополнительная полость, а также диафрагма с регулируемой площадью сечения. Через 0,3— 0,35 с после начала размыкания дугогасительных контактов поршень в дополнительной полости перемещается в крайнее правое положение. Вал разъединителя поворачивается в сторону отключения, перемещая вправо толкатель, который в свою очередь перестает сжимать пружину, фиксирующую якорь удерживающей катушки в определенном положении. Якорь удерживающей катушки освобождается от воздействия пружины, выключающий клапан закрывается, и в конечном итоге закрывается главный клапан. Доступ сжатого воздуха в дугогасительную камеру прекращается; подвижной и неподвижный контакты в ней вновь замыкаются. Для повторного включения ГВ остается только замкнуть контакт разъединителя.
Нелинейный резистор (см. рис. 50) предназначен для уменьшения перенапряжений, возникающих на дугогасительных контактах при разрыве дуги. После размыкания разрывных контактов главного выключателя дуга гаснет обычно тогда, когда ток переходит через нулевое значение (см. рис. 49). В определенных условиях дуга может погаснуть и раньше, что сопровождается резким спаданием тока. Быстрое уменьшение тока вызывает перенапряжения, которые могут быть опасны для оборудования. Однако сопротивление нелинейного резистора при увеличении приложенного к нему напряжения уменьшается. Это значит, что при появлении дуги между разрывными контактами через резистор проходит ток, который снижает, а часто совсем снимает перенапряжение.
Отметим принципиальное различие в действиях главного выключателя и быстродействующего: при коротких замыканиях быстродействующий выключатель автоматически срабатывает, как только ток в защищаемой цепи превысит его уставку; главный выключатель непосредственно не реагирует на недопустимый ток — он отключается под воздействием реле защит.
Бизнес лоцман
You are using an outdated browser.
Постановка на учет в Ростехнадзоре оборудования, работающего под давлением
Обращение в Ростехнадзор для постановки оборудования, работающего под избыточным давлением, на учет производится в течение 10 дней с момента принятия решения о вводе его в эксплуатацию и пуска в работу.
Учету в Ростехнадзоре подлежит оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре более 115 градусов Цельсия (°С);
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.
Перечень оборудования под давлением, не подлежащего постановке на учет в Ростехнадзоре
- котлы, трубопроводы пара и горячей воды, сосуды, устанавливаемые на морских и речных судах и других плавучих средствах (кроме драг и плавучих буровых установок) и объектах подводного применения;
- отопительные и паровозные котлы железнодорожного подвижного состава;
- котлы объемом парового и водяного пространства 0,001 кубического метра (м 3 ) и менее, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и объема (м 3 ) не превышает 0,002;
- электрокотлы вместимостью не более 0,025 м 3 ;
- трубчатые печи и пароперегреватели трубчатых печей;
- сосуды вместимостью не более 0,025 м 3 независимо от давления, используемые для научно-экспериментальных целей;
- сосуды вместимостью не более 0,025 м 3 , у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м ) не превышает 0,02;
- сосуды, работающие под давлением, создающимся при взрыве внутри них в соответствии с технологическим процессом или горении в режиме самораспространяющегося высокотемпературного синтеза;
- сосуды и трубопроводы, работающие под вакуумом;
- сосуды, устанавливаемые на самолетах и других летательных аппаратах;
- воздушные резервуары тормозного оборудования подвижного состава железнодорожного транспорта, автомобилей и других средств передвижения;
- оборудование под давлением, входящее в состав вооружения и военной техники, а также оборудование применяемое в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- сосуды и трубопроводы атомных энергетических установок, сосуды, работающие с радиоактивной средой, а также оборудование, работающее под давлением, специально сконструированное для применения в области использования атомной энергии, относящееся к области действия федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- отопительные приборы систем парового и водяного отопления;
- сосуды, состоящие из труб внутренним диаметром не более 150 мм без коллекторов, а также с коллекторами, выполненными из труб внутренним диаметром не более 150 мм;
- части машин, не представляющие собой самостоятельных сосудов (корпусы насосов или турбин, цилиндры двигателей паровых, гидравлических, воздушных машин и компрессоров);
- трубопроводы пара и горячей воды, устанавливаемые на подвижном составе железнодорожного, автомобильного транспорта;
- трубопроводы эксплуатационной категории IIэ, IIIэ и IVэ пара и горячей воды наружным диаметром менее 76 мм;
- трубопроводы эксплуатационной категории Iэ пара и горячей воды наружным диаметром менее 51 мм;
- сливные, продувочные и выхлопные трубопроводы котлов, трубопроводов, сосудов, редукционно-охладительных и других устройств, соединенные с атмосферой;
- оборудование, изготовленное (произведенное) из неметаллической гибкой (эластичной) оболочки;
- стерилизаторы, устанавливаемые в медицинских организациях для стерилизации медицинских изделий и обеззараживания медицинских отходов;
- корпуса газонаполненного электротехнического оборудования, находящиеся под избыточным давлением газа для обеспечения электрической изоляции и/или гашении электрической дуги;
- сосуды, работающие со средой 1-й группы (согласно ТР ТС 032/2013) при температуре стенки не более 200°С, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м 3 ) не превышает 0,05, а также сосуды, работающие со средой 2-й группы (согласно ТР ТС 032/2013) при указанной выше температуре, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м 3 ) не превышает 1,0;
- аппараты воздухоразделительных установок и разделения газов, расположенные внутри теплоизоляционного кожуха (регенераторы, колонны, теплообменники, конденсаторы, адсорберы, отделители, испарители, фильтры, пароохладители и подогреватели);
- резервуары воздушных и элегазовых электрических выключателей;
- бочки для перевозки сжиженных газов, баллоны вместимостью до 100 литров включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортирования и (или) хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов;
- генераторы (реакторы) для получения водорода, используемые гидрометеорологической службой;
- сосуды, включенные в закрытую систему добычи нефти и газа (от скважины до магистрального трубопровода), к которым относятся сосуды, включенные в технологический процесс подготовки к транспорту и утилизации газа и газового конденсата: сепараторы всех ступеней сепарации, отбойные сепараторы (на линии газа, на факелах), абсорберы и адсорберы, емкости разгазирования конденсата, абсорбента и ингибитора, конденсатосборники, контрольные и замерные сосуды нефти, газа и конденсата, сосуды, находящиеся на дожимных компрессорных станциях;
- сосуды для хранения или транспортирования сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, находящихся под давлением периодически при их опорожнении;
- сосуды со сжатыми и сжиженными газами, предназначенные для обеспечения топливом двигателей транспортных средств, на которых они установлены;
- сосуды, установленные в подземных горных выработках;
- трубопроводы пара и горячей воды эксплуатационной категории Iэ с внутренним диаметром 70 мм и менее;
- трубопроводы пара и горячей воды эксплуатационной категории IIэ, IIIэ, IVэ с внутренним диаметром 100 мм и менее;
- одноместные медицинские барокамеры;
- участки трубопроводов, временно смонтированные для обеспечения предпусковой продувки новых систем трубопроводов и иного оборудования ТЭС после монтажа, а также для обеспечения бесперебойной подачи теплоносителя в обход отключенного на период ремонта участка трубопровода.
За постановкой оборудования, работающего под избыточным давлением на учет, обращается эксплуатирующая указанное оборудование организация или индивидуальный предприниматель в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО.
Под эксплуатирующей организацией понимаются организации, осуществляющие эксплуатацию ОПО, на котором используется оборудование, работающее под избыточным давлением (источник повышенной опасности), на основании имеющегося у него права собственности или иного законного основания использования земельных участков, зданий, строений и сооружений, а также технических устройств такого ОПО, в том числе на основании договора аренды, прав хозяйственного ведения, оперативного управления.
Транспортируемые сосуды (цистерны) подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования, а при её отсутствии по юридическому адресу эксплуатирующей организации. Котлы транспортабельных (передвижных) котельных установок подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения эксплуатирующей организации. При этом о фактическом месте применения таких установок, в том числе при смене места эксплуатации, владелец ОПО обязан уведомить как территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий учет соответствующего оборудования, так и территориальный орган Ростехнадзора по месту его фактической эксплуатации.
При эксплуатации транспортных цистерн регистрации в государственном реестре ОПО по признаку использования оборудования под избыточным давлением подлежат только те объекты эксплуатирующих организаций, на которых осуществляют хранение и использование цистерн под давлением газов в технологическом процессе. Транспортирование цистерн, а также перевозка бочек под давлением газов по дорогам общего пользования автомобильным или железнодорожным транспортом не относятся к деятельности в области промышленной безопасности и осуществляются в соответствии с требованиями иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
Последовательность действий при постановке оборудования, работающего под давлением, на учет в Ростехнадзоре
I. Аттестация в Ростехнадзоре специалистов эксплуатирующей организации (в случае их отсутствия), ответственных за осуществление производственного контроля и за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования (не менее 2-ух человек).
II. Проведение первичного технического освидетельствования вводимого в эксплуатацию оборудования.
Технические освидетельствования оборудования под давлением должна проводить специализированная организация совместно с ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования и ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования эксплуатирующей организации.
Первичное техническое освидетельствование котлов, которые подвергались внутреннему осмотру и гидравлическому испытанию организацией-изготовителем и прибыли на место установки в собранном виде, при условии, что не истек установленный изготовителем срок консервации и не нарушены установленные изготовителем условия консервации, допускается проводить на месте установки специалистами эксплуатирующей организации (ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования и ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования).
Если требования или иная форма соответствия техническим регламентам к оборудованию под давлением, используемом на ОПО, не установлены, то оборудование подлежит экспертизе промышленной безопасности.
III. Проведение проверки готовности оборудования к пуску в работу.
Рассматривается документация:
— изготовителя оборудования и ее соответствие требованиям технических регламентов;
— удостоверяющая качество монтажа (полноту и качество работ по ремонту или реконструкции);
— подтверждающая приемку оборудования после окончания пусконаладочных работ (в случае необходимости их проведения;
— о результатах пусконаладочных испытаний и комплексного опробования оборудования (в случаях, установленных проектом и руководством (инструкцией) по эксплуатации);
— подтверждающая соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
— подтверждающая положительные результаты технического освидетельствования.
IV. Оформление акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию.
1. Акт готовности о вводе в эксплуатацию подписывается комиссией из числа специалистов эксплуатирующей организации: ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию при вводе в эксплуатацию оборудования:
а) после монтажа без применения неразъемных соединений оборудования под давлением, поставленного на объект эксплуатации в собранном виде;
б) после монтажа без применения неразъемных соединений оборудования под давлением, демонтированного и установленного на новом месте;
в) до начала применения транспортабельного оборудования под давлением.
2. Акт готовности о вводе в эксплуатацию подписывается комиссией в составе:
— специалистов эксплуатирующей организации, ответственных за осуществление производственного контроля и за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования;
— уполномоченного представителя монтажной или ремонтной организации;
— уполномоченного представителя Ростехнадзора;
— уполномоченных представителей: организаций, проводивших подтверждение соответствия (органов по сертификации), первичное техническое освидетельствование, экспертизу промышленной безопасности; организации изготовителя или поставщика оборудования, а также организации, ранее эксплуатирующей оборудование (по согласованию)
при вводе в эксплуатацию оборудования:
а) поставляемого отдельными деталями, элементами или блоками, окончательную сборку которого с применением неразъемных соединений производят при монтаже на месте его установки (использования);
б) после монтажа оборудования под давлением, подтверждение соответствия которого не предусмотрено техническим регламентом Таможенного союза » О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) ;
в) после реконструкции (модернизации) или капитального ремонта с заменой основных элементов оборудования;
г) при передаче ОПО и (или) оборудования под давлением, находившегося в эксплуатации в его составе, для использования другой эксплуатирующей организации.
V. Подача документов для постановки оборудования под давлением на учет в Ростехнадзоре.
Перечень документов для постановки оборудования, работающего под избыточным давлением, на учет в Ростехнадзор:
- заявление эксплуатирующей организации;
- акт готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию;
- приказ о вводе оборудования в эксплуатацию;
- паспорт на оборудование;
- инструкция (руководство) по эксплуатации;
- свидетельство о качестве монтажа оборудования, проверка готовности которого проводилась без участия представителя Ростехнадзора;
- документация, подтверждающая соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
- акт о результатах технического освидетельствования или экспертиза промышленной безопасности.
Стоимость услуги по постановке на учет оборудования – 25 000 руб.
Срок постановки оборудования на учет — 30 раб. дней.
По результатам услуги:
— оборудованию присваивается учетный номер;
— номер вносится в паспорт оборудования;
— выдается письмо Ростехнадзора о постановке на учет оборудования.
Назначение и устройство главного выключателя ВОВ-25-4МУХП1
Главный выключатель (ГВ) установлен в цепи питания первичной обмотки трансформатора. При его отключении прерывается цепь питания этой обмотки, а следовательно, снимается напряжение со вторичной и вспомогательной обмоток трансформатора.
Главный выключатель — общий вид
Во всех тяжелых аварийных режимах, представляющих опасность для основного оборудования электровоза, защиты воздействуют на ГВ, который, отключаясь, снимает напряжение с силовых и вспомогательных цепей электровоза. Снятие напряжения приводит к прекращению питания тяговых двигателей и вспомогательных машин, все силовые цепи электровоза, в том числе и цепь с аварийным режимом, остаются без напряжения — аварийный режим прекращается. Чем меньше времени проходит от возникновения аварийного режима до снятия напряжения, тем меньше опасность повреждения оборудования. Главный выключатель отключается за 0,04 — 0,06 с, что обеспечивает в большинстве случаев сохранность оборудования электровоза.
Во время работы на электровозе машинисту часто приходится отключать ГВ, что он осуществляет с помощью соответствующей кнопки. Например, перед опусканием токоприемника машинист обязан выключить ГВ. Если он этого не сделает, то при опускании токоприемника между полозом и проводом образуется устойчивая и довольно продолжительная (1—2 с) дуга, которая может повредить поверхность контактного провода, что приведет к его ускоренному износу.
При осмотре или ремонте электровоза, находящегося под контактным проводом, отключать ГВ необходимо также для обеспечения безопасности работающих в высоковольтной камере людей. По условиям безопасности необходим двойной разрыв между контактным проводом и электрическими цепями электровоза, на котором работают люди. Первый разрыв образуется между проводом и опущенным токоприемником, а второй обеспечивается отключенным ГВ. Если при осмотре электровоза ГВ оставить включенным, то в случае обрыва контактного провода или струнки контактной сети на токоприемник может попасть напряжение 25 кВ, и, следовательно, все цепи электровоза окажутся под напряжением.
Таким образом, ГВ предназначен для оперативного включения или отключения первичной обмотки трансформатора, а также для автоматического отключения трансформатора от контактной сети при опасных для оборудования аварийных режимах (короткие замыкания, перегрузка, повреждение изоляции и т. п.).
На электровозах переменного тока в качестве ГВ устанавливают воздушные выключатели, в которых сжатый воздух используется и для привода выключателя, и для гашения дуги, образующейся на контактах при их размыкании. Токоведущая цепь воздушного выключателя имеет две пары контактов: разрывные 1 (рис. 1) и разъединителя 2.
Рисунок 1 – Схема силовой цепи воздушного выключателя
Процесс отключения воздушного выключателя состоит из двух последовательных операций: размыкания разрывными контактами силовой цепи под нагрузкой и размыкания разъединителем уже обесточенной цепи. После отключения разъединителя замыкаются уже обесточенные разрывные контакты, а силовая цепь остается разомкнутой контактами разъединителя. Все операции строго согласованы во времени: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей. Это объясняется тем, что нельзя допустить, например, чтобы контакты разъединителя начали размыкаться раньше, чем погаснет дуга на разрывных контактах. Нарушение очередности привело бы к выгоранию и порче контактов разъединителя, не приспособленных для размыкания цепи под нагрузкой. Нельзя также допустить, чтобы в процессе отключения выключателя разрывные контакты замкнулись раньше, чем разъединитель отключится, так как это приведет к повреждению разъединителя. Таким образом, разрывные контакты замкнуты как при включенном, так и при отключенном ГВ. Они лишь кратковременно размыкаются в процессе отключения выключателя, разрывая силовую цепь под нагрузкой и обеспечивая возможность отключения разъединителей.
Процесс включения воздушного выключателя заключается лишь в замыкании контактов его разъединителя: разрывные контакты замкнуты.
Рассмотрим, как устроены и работают воздушные выключатели, и попутно отметим их характерные особенности.
1.2 УСТРОЙСТВО ГЛАВНОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ ВОВ-25-4М
Основой выключателя ВОВ-25-4М, установленного на отечественных электровозах, является силуминовый корпус 12 (рис. 2), которым выключатель крепится к крыше электровоза. Уплотнение между корпусом и крышей обеспечивается резиновым шнуром. К корпусу с помощью патрубка прикреплен воздушный резервуар 11 емкостью 32 л. Во время процесса отключения сжатый воздух из резервуара подается в дугогасительную камеру через патрубок 10 и полость наклонного изолятора 9. Из резервуара выведена трубка, предназначенная для выпуска сжатого воздуха и конденсата. Трубка оканчивается в корпусе штуцером, к которому подсоединяется труба с запорным вентилем. Другой штуцер служит для подсоединения питающего воздухопровода.
Рисунок 2 – Воздушный выключатель ВОВ-25-4М
На верхней части корпуса смонтирована высоковольтная часть выключателя, к которой относится разъединитель, состоящий из ножей 3, укрепленных на поворотном изоляторе 2, неподвижного контакта 4 и дугогасительной камеры, смонтированной в горизонтальном полом изоляторе 5, укрепленном на наклонном изоляторе. На горизонтальном изоляторе установлен нелинейный резистор 6.
Между ножами разъединителя шарнирно укреплен вывод 1, предназначенный для присоединения выключателя к высоковольтной цепи. Вторым выводом выключателя является фланец 7, установленный на полом изоляторе 5. На корпусе закреплен кронштейн 8, на который заземляются ножи разъединителя в отключенном положении. Внутри корпуса смонтированы механизмы управления выключателем. Подвод низковольтных проводов управления и сигнализации к выключателю от цепей электровоза осуществляется через штепсельные разъемы.
Силовая электрическая цепь выключателя (рис. 3) включает в себя зажим 21, нож 17 разъединителя, неподвижный контакт разъединителя 14, цилиндр 13, трубку 8 с пружинными контактными ламелями 6, подвижной контакт 5, связанный штоком 9 с поршнем 10, неподвижный контакт 4, фланец 3 с выводным зажимом. Поршень 10 постоянно отжимается пружиной 12 в сторону замыкания дугогасительных контактов 5 и 4. Для смягчения ударов поршня при перемещении его вправо (это бывает при отключении выключателя) на нем устроен демпфер 1, набранный из резиновых и стальных шайб. Контактное нажатие между дугогасительными контактами составляет 450 Н. К фланцу 3 прикреплен колпак 1 и ограничитель дуги, оканчивающийся тугоплавким наконечником 2. Место крепления ножей разъединителя к изолятору покрыто колпаком 19.
Контактная поверхность токоведущих деталей с целью обеспечения надежного электрического контакта покрыта слоем серебра. Токоведущая цепь изолирована от корпуса опорными изоляторами 15 и 20.
Воздушные автоматические выключатели
Для уточнения характеристик воспользуйтесь фильтром.
Перед вами — каталог вводных и секционных аппаратов для первичного распределения электрической энергии в низковольтных установках. Это воздушные автоматы производства КЭАЗ. Они используются для защиты и нечастого включения электрооборудования до 6300 A. За счет конструктивных особенностей подходят для работы с большими мощностями.
Предлагаем Вам устройства, снабженные многочисленными защитными системами, которые дают возможность обеспечить требования касательно селективности в защищаемой сети. Наличие различного блокировочного оборудования помогает предотвратить неквалифицированные действия и тем самым защитить сотрудников.
Преимущества автоматических выключателей OptiMat А:
- Высокая ПКС — не менее 100 кА для IV габарита, 85 кА для II габарита.
- Высокие показатели токопроводности, экономичная эксплуатация и длительный срок службы благодаря проводящим элементам из чистой электротехнической меди.
- 5 разных вариантов по габаритам. В базовую комплектацию наиболее ходового исполнения S1 включены все нужные аксессуары: защитные шторки, межполюсные перегородки, рамка передней панели. Вам не придется ничего докупать.
- Удобная настройка рабочих параметров и контроля состояния сети посредством хорошо читаемого ЖК-дисплея на русском языке.
- Высокоточное измерение главных параметров сети и ведение записей в журнале событий.
- Компактные размеры в габаритном исполнении S1, за счет чего они подходят для комплектования стандартных щитов большим количеством оборудования или использования щитов меньшего размера.
- Селективность с нижестоящими выключателями КЭАЗ.
- Возможность использования в сети передачи данных с такими протоколами, как Modbus и RS485.
- Возможность эксплуатации в холодных помещениях, в которых нет отопления. Сохранение работоспособности в температурном интервале от –25 до +40˚C.
- Возможность применять выключатели в схемам с вертикальным и горизонтальным подводом токопроводящих шин: вы можете менять положения выводов в исполнениях S1, S2 и S4.
- Возможность применения в щитах с односторонним обслуживанием благодаря выводам переднего присоединения в исполнениях S2, S4.
- Простая и безопасная установка аксессуаров за счет модульной конструкции.
- Стойкость к износу до 10 000 циклов электрокоммутации — благодаря серебряным контактам.
- Гарантийный период — 5 лет. Все аппараты проходят многоэтапный контроль качества.
- Широкое применение в ретрофитах для замены старых автоматических выключателей типа АВМ и Электрон.
На нашем сайте вы можете приобрести необходимую модель воздушного выключателя по выгодной стоимости. Специалист службы поддержки поможет вам в выборе и проконсультирует по возникшим вопросам.
Руководство по выбору
При выборе автоматического выключателя линейки Optimat А вам следует определить оптимальное значение номинального тока. Этот параметр может быть равен 630, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500, 3200, 4000, 5000 или 6300 А.
Вы можете купить подходящий автоматический воздушный выключатель по способу установки:
- стационарный;
- выдвижной.
Исполнение для стационарного размещения доступно во всех габаритах за исключением S5 и S6.
Также вам предоставляется возможность выбрать модель нужного типа с задним горизонтальным, вертикальным смешанным или передним присоединением шин.
Воздушные выключатели различаются и по дополнительным особенностям: наличию индикации положения устройства в корзине, замка внутренней установки, защитных шторок, второго независимого расцепителя, контакта готовности к включению. У моделей OptiMat A-S2 и A-S4 рамка передней панели поставляется отдельной позицией.
Отзывы
Автоматические воздушные выключатели OptiMat А успешно используются в проектах ЦПИ Минобороны РФ, ЗАО «РИЦ», АО «Энергопром», АО «Редуктор-ПМ», ОАО «Энергетик-ПМ» и других предприятий.
Сертификаты
Параметры воздушных автоматических выключателей соответствуют требованиям стандарта ГОСТ Р 50030.2-2010, а также ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011.
Воздушные выключатели серии ВНВ.
Основные характеристики выключателей серии ВНВ приведены в табл. 9-1. Как и все современные выключатели, серия ВНВ построена на модульном принципе и во всех классах напряжения имеет опорное исполнение, причем на каждой опорной колонке установлено по одному двухразрывному модулю. На рис. 9-12 приведены три полюса выключателя серии ВНВ на напряжение 750 кВ с тремя дугогасительными модулями на полюс. Опорные изоляционные колонки полюса выключателя укрепленные подпружиненными растяжками, установлены на горизонтальном резервуаре со сжатым воздухом; к нижней части резервуара подвешен шкаф управления с элементами пневматического управления. Фарфоровые изоляторы опорных колонок так же, как изоляторы модулей, защищены от воздействия сжатого воздуха стеклопластиковыми цилиндрами, причем конструкция опорных колонок такова, что защитные стеклопла
Серия предназначена для напряжений от 110 до 1150 кВ. Номинальный ток — до 4000 А, номинальный ток отключения — до 63 кА, время отключения — не более 0,04 с, время включения — не более с, номинальное давление 4 МПа. Разработана в ВЭИ и выпускалась ПО «Уралэлектротяжмаш»
Общий вид выключателя дан на рис. 3.46.
Пневмомеханическая схема выключателя на напряжение 500 кВ представлена на рис. 3.47.
Основа серии — модуль имеет два контакта (разрыва) на полюс и рассчитан на напряжение 250 кВ.
В основании модуля расположен бак со сжатым воздухом 1. Сжатый воздух по трубопроводу подается в верхний бак, образованный металлическим цилиндром 9 и стеклоэпоксидным цилиндром 11. ДУ находится в верхнем баке со сжатым воздухом.
Отличительной особенностью выключателя является управление контактной системой и клапанами с помощью передачи усилия легкими изоляционными тягами. Это дает возможность сократить время отключения до 0,04 с (оно в 2 раза меньше, чем у выключателя ВВБ). На рис. 3.47 выключатель показан во включенном положении. Главный контакт создается пальцами 19 и внешней поверхностью подвижного контакта 18. Пальцы дугогасительного контакта 20 скользят по внутренней поверхности контакта 18. Пальцы 20 расположены в прорезях дутьевого сопла неподвижного контакта. В указанном положении контакт 15 садится на седло 25 и тем самым внутренняя полость контакта 18 соединяется с атмосферой (через открытый выхлопной клапан 24), внешняя поверхность контакта 18 и пальцы 19 остаются в среде сжатого воздуха. Сопло 17 подвижное. Начальное расстояние между контактом 20 и соплом 17 — оптимальное для данного сечения сопла. После гашения дуги подвижное сопло 17 перемещается под действием давления внутри ДУ. В конечном положении сопло садится на седло 26 и герметизирует камеру.
Высокая электрическая прочность междуконтактного промежутка достигается экранами 16, которые выравнивают электрическое поле между контактами.
Отключение.
При срабатывании электромагнита отключения 3 открывается клапан 6 и сжатый воздух подается на поршень 7, который воздействует на тягу 8. Через звенья 5, 4, 2 усилие передается на изоляционные тяги 13. Они перемещаются вниз. Через звенья 57 и 15 перемещение передается горизонтальной тяге 36, которая связана с контактом 18. Соединение звеньев 15 и 37 с тягой 13 осуществляется трубкой 14. Этот контакт сначала размыкается с пальцами 19, а затем с пальцами 20. Между последними и внутренней поверхностью контакта /8 загорается дуга, которая быстро перемещается воздушным пото ком, вытекающим в атмосферу через сопло неподвижного контакта и подвижное сопло 17. Гашение дуги происходит за счет двустороннего дутья. Шток 31 связан с тягой 13. При движении тяги 13 вниз шток 31 действует на рычаг 30 и открывает клапан 34, при этом сжатый воздух, находящийся над поршнем, через змеевик 29 выходит в атмосферу. Поршень 35 освобождает рычаги 27 и 28 и дает возможность закрыться клапану 24. Управление клапаном 24 осуществляется с помощью металлических тяг 22 и 23 и коромысла 21. Одновременно подвижное сопло 17 вместе с ограничивающим электродом 41 перемещается вправо; пока сопло не сядет на седло 26. Таким образом внутренний объем ДУ герметизируется и отделяется от атмосферы.
При токах отключения до 40 кА выключатель не имеет шунтирующих резисторов. При токах 63 кА или тяжелых условиях восстановления напряжения используются низкоомный резистор и вспомогательный контактный блок, отключающий ток резистора. Резистор вместе с контактами находится в специальном контейнере, расположенном рядом с ДУ. Управление блоком вспомогательных контактов осуществляется от клапана 34.
Включение.
При срабатывании электромагнита 12 клапан 10 открывается и соединяет полость над поршнем 7 с атмосферой. Одновременно подается сжатый воздух на поршень 38, который отсекает бак от поршня 7.
Под действием заведенной пружины 33 шток 32 отпускается и клапан 34 закрывается. Сжатый воздух подается к поршню 35, он опускается и воздействует на рычаги 28 и 27. При этом клапан 24 открывается, а подвижное сопло 17 устанавливается в положение, указанное на рисунке. Поскольку сопло смещается влево, оно покидает седло 26 и внутренняя полость контакта 18 и сопла 17 соединяется с атмосферой. При закрытии клапана 34 сжатый воздух подается в контейнер вспомогательного контакта и он включает резистор. При движении тяги 13 вверх подвижный контакт ./5 устанавливается в положение «включено», одновременно поршень 7 переходит в положение, указанное на рисунке. После выхода воздуха из полости над поршнем 7 закрываются клапаны 10, 6 и поршень 38 устанавливается в исходное положение соответствующими пружинами.
В выключателе на напряжение 1150 кВ при включении вначале замыкаются вспомогательные контакты и в цепь вводится резистор, сопротивление которого на полюс примерно равно волновому сопротивлению линии. Затем через время примерно 10 мс включается контакт /S, который шунтирует резистор.
С целью уменьшения массы и габаритных размеров можно перейти на подвесной вариант выключателей. На рис. 3.48 представлен один из вариантов. Рама 1 крепится к порталу. На раме установлен бак со сжатым воздухом 2. Модули 7, 7а и 76 на напряжение 250 кВ каждый укреплены на гирляндах подвесных изоляторов 4. Сжатый воздух подается в ДУ через воздуховоды 3 и 9. Для улучшения распределения напряжения на подвесной изоляции установлено экранное кольцо 5. Равномерное распределение напряжения по разрывам обеспечивается конденсаторами 6. Выключатель имеет контейнеры с резисторами и вспомогательными контактами 8. По предварительным расчетам подвесной вариант выключателя 750 В позволяет уменьшить массу примерно на 25 %.
Рис. 3.46. Общий вид выключателя серии ВНВ на напряжение 750 кВ
Рие. 3.47. Пневмомеханическая схема полюса выключателя ВНВ-500
Рис. 3.48. Подвесной вариант выключателя ВНВ-750