Oncool.ru

Строй журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словообразовательный анализ слова выключатель

Морфемный и словообразовательный разбор слова

В разработке подобраны интересные задания. В презентацие есть рефлексия и оценивание на уроке.

Содержимое разработки

Двадцать шестое ноября. Классная работа. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

  • овладение навыками морфемного и словообразовательного разбора слова;
  • развитие орфографических и пунктуационных навыков.

  • изучи́тьизучу́изу́чит
  • изучи́тьизучу́изу́чит
  • изучи́тьизучу́изу́чит
  • изучи́тьизучу́изу́чит

Перфокарта И или Ы?

Без_нициативный

Небез_звестный

Без_нтересный

Сверх_нтересный

Меж_нститутский

Без_скусный

VIII .

Сверх_з_сканный

Меж_здательский

Знакомство с порядком словообразовательного разбора – стр. 78, §35.

Способы образования слов

Переход из одной части речи в другую

Задание

Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов:

  • лесной;
  • перелесок;
  • приморский;
  • прогуляться.

Морфемный разбор

  • лесной2,
  • перелесок2,
  • приморский2,
  • прогуляться2.

Словообразовательный разбор

  • лес н ой лес (суффиксальный)
  • пере лес ок лес (прист.-суффикс.)
  • при мор ск ий море (прист.-суффикс.)

Словообразовательный разбор

  • прогулять ся про гулять гулять

( постфиксальный , затем

приставочный )

Назовите способ образования слов:

  • подружка← подруга ← друг
  • человечество ← человек
  • неуспевающий←успевающий←успе-вать←успеть
  • переход ← переходить ← ходить
  • наплечный ←плечо

Составьте словообразовательные цепочки.

  • Радостный, радость.
  • Побелка, белый, побелить.
  • Накипеть, кипеть, накипь.
  • Светлый, свет, посветлеть.
  • Столовый, стол, столик.

Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.

1. З…ря ярко осветила 2 водную гладь Байкала.

2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

3 Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.

5. Между ребятами разг…релся 2 спор, в каком музее было интереснее.

6. Мы побывали 2 в Улан-Удэ в самый разг…р лета.

7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

Объяснительный диктант

  • 1. Ст..мнело. Л..тучие 2 мыши низко 2 и косо чертят черными з..гзагами воздух и п..рою 2 почти к..сают?ся лица.
  • 2. Ночь уже к..снулась земли она пр..бл..жалась и р..сла как гр..зовая 2 туча. Т..мнота к..салась всего: все кругом быстро ч..рнело 2 и ут..хало.

упражнения 179.

упражнения 180.

Знаю все правила, умею применять их на практике.

Не все запомнил в теории, но могу работать практически.

Мне еще надо поработать

Домашнее задание

Уважаемые коллеги!

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:

Максимова Ирина Анатольевна,

МОУ СОШ №15 г. Тверь,

учитель математики высшей категории,

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Данный урок позволит совершенствовать умение обучающихся производить морфемный и словообразовательный разбор слова.

Просмотр содержимого документа
«Морфемный и словообразовательный разбор слова»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Морфемный и словообразовательный разбор слова»

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение производить морфемный и словообразовательный разбор слова

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: знать о морфемном и словообразовательном разборе, уметь различать их, производить данные виды разбора слов, понимать важность грамматического анализа слов.

Метапредметные:

Познавательные УУД — самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Читать еще:  Марки однофазных автоматических выключателей

Оборудование: учебник, схема разбора.

Этапы урока

Формирование УУД и технология оценивания

Определите, кто из учеников прав?

Марина сказала, что слово «застежка» образовано приставочно-суффиксальным способом, а Диана — что суффиксальным.

А как вы определите способ образования слова «застежка»?

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

1)найдите слово, от которого произошло слово «застежка», запишите его

2) Попробуйте понять, как рассуждали Маша и Даша.

2) Запишите тему урока

«Морфемный и словообразовательный разбор слова»

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя:

Обратите еще раз внимание на слова, записанные выше.

Почему у девочек разные мнения?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Учитель: что обозначает слово?

(это существительное, обозначает предмет, но со значением действия)

-от какого слова произошло? (застегнуть)

-каким способом образовано? (суффиксальным). Кто оказался прав?

2.Работа с учебником

1) чтение и анализ п.9, выводы

2) что включает в себя морфемный разбор?

-чем они различаются?

3) сравните порядок морфемного и словообразовательного разбора на стр.

4) что можно добавить в ваши предположения?

3. Составление кластера или схемы

Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Синтаксический разбор предложения

Дверь распахнулась, и в подвал ввалился комбат.

объяснить знаки препинания

-объяснить орфограммы

дать толкование слову комбат

— разбор слов распахнулся, подвал, ввалился (1 чел.- производит морфемный разбор данных слов, второй — словообразовательный)

2. выполнить упр. ( первый столбик- с суффиксами, второй- без суффиксов)

3.Построение словообразовательных цепочек (повторение словообразовательных гнезд- упр. на стр. )

3.Самостоятельная работа (упр….), обратить внимание на то, что нужно восстановить промежуточное слово в словообразовательной цепочке

4. Проверка самостоятельной работы

5 Выставление оценок

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

Словообразовательный анализ слова выключатель

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНХРОННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

  1. Понятие производности / непроизводности.
  2. Словообразовательная структура производного слова.
  3. Множественность словообразовательной структуры слова.

Понятия производности / непроизводности

С точки зрения словообразования все слова русского языка делятся на два типа — непроизвод­ные и производные. К непроизводным относятся слова, которые не образованы от других слов:

стен-а, шкафП, степьП, стекл-о (изменяемые, состоят из корня и окончания),

бра, пальто, мяу, ох, для, там (неизменяемые, состоят только из корня).

Непроизводные слова имеют нечленимую основу, которая далее не членится на морфемы и равна корню. Основа таких слов также называется непроизводной .

К производным относятся слова, образованные от других слов: стен-к-а, шкаф-чик, степ-н-ой, стекл-янн-ый. К ним же относятся сложные слова и сращения: новостройка, глубокоуважаемый.

Существует так называемый критерий Г.О. Винокура, по которому можно определить, яв­ляется ли слово производным: Если мы можем определить лексическое значение слова по­средством указания на связь с производящим словом, это слово является производным.

Читать еще:  Автоматические выключатели ток 1500

Например, волк ‘хищное животное, родственное собаке’ — непроизводное слово, волчонок ‘детеныш волка’, волчица ‘самка волка’ — производные слова.

Слово подосиновик словари толкуют как ‘съедобный гриб, имеющий красную или корич­нево-красную шляпку’. Лексическое толкование не содержит слова осина. В словообразова­тельном аспекте мы толкуем производное слово подосинокик как ‘гриб, который часто растет под осиной’, ссылаясь на производящую основу. Тем самым мы определяем, что подосино­вик — слово производное.

Производные слова имеют членимую основу, которая членится на морфемы. Основа таких слов называется производной .

Понятия производности и членимости соотносительны, но не тождественны. Каждая про­изводная основа членима, но не каждая членимая основа производна. Например: слова со свя­занными корнями членимы, но могут быть непроизводными (с-верг-ну-ть, от-верг-нуть).

Супплетивизм основ — объединение форм двух первоначально разных лексем в одной словоизменительной парадигме (например, он и его — первоначально формы двух разных сла­вянских местоимений, «онъ» ‘тот, дальний’ и «и» ‘этот, он’).

Словообразовательная структура производного слова

Производное слово всегда двухкомпонентно, бинарно. Оно состоит из производящей (мо­тивирующей) базы (части) и словообразовательного форманта. Производящая база — часть, к которой присоединилось словообразовательное средство для образования нового слова.

В качестве производящей части в русском языке могут выступать:

  • основа слова: стеклянный стекл(о);
  • все слово: группа подгруппа, тела антитела, перебежать бежать;
  • комбинация основ: нервотрепка нерв(ы) и треп(ать);
  • комбинация основы и слова: черно-белый черн(ый) и белый, лесостепь лес(П) и степь;
  • комбинация слов: диван-кровать, летчик-космонавт, долгоиграющий. Словообразовательный формант — совокупность всех средств, участвующих в образова­нии слова.

Например: подоконник окно (словообразовательная пара — включает производящее и производное слово).

-окон-, -окн- — словообразовательная основа / словообразовательная база;

приставка под- и суффикс -ник- — словообразовательное средство / словообразователь­ный формант.

Множественность словообразовательной структуры слова

Слово, имеющее только одну производящую (мотивированную) основу, обладает только одной словообразовательной структурой.

Во многих случаях слова имеют несколько производящих основ. лесник: лес лес-ник, лесной лесн-ик;

модничать: мода мод-нича-ть, модный модн-ича-ть; модник (модница) моднич-а-ть;

атлетический: атлет атлет-ическ-ий, атлетика атлетич-еск-ий;

горнолыжник: горн(ые) лыж(и) горн-о-лыж-ник, горнолыжный горнолыжн-ик;

развеселиться: развеселить развеселить-ся, веселиться раз-веселиться.

Если одно и то же слово мотивируется двумя (реже тремя) словами, возникают отношения разномотивированности. При разных мотивациях слово членится по-разному, каждой мотива­ции соответствует своя словообразовательная структура.

Как сделать морфемный и словообразовательный разбор слова: конкретные примеры

В русском языке слова состоят из морфем – минимальных значимых частей слова….

  1. Понятие морфемы
  2. Как сделать морфемный разбор слова
  3. Как делать словообразовательный разбор
  4. Вывод

Понятие морфемы

К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание, соединительные гласные и постфикс. Каждая морфема имеет определенное положение в словоформе:

  • Приставка находится в начале. В одной лексической единице их может быть несколько. Приставка несет слово- и формообразовательную функцию. Например, крошить – рас-крошить, думать – об-думать, ход – про-ход.
  • В корне лежит главный лексический смысл. Слов без этой части не существует. Например, хлеб – хлеб-ный – хлеб-ец, волна – волн-истый – раз-волн-оваться.
  • Позиция суффикса находится после корня и перед окончанием. Он несет слово- и формообразовательную функцию. В одной лексической единице может быть от одного до трех суффиксов. Например, река – реч-к-а, совет – совет-ова-ть, камень – камен-н-ый.
  • Окончание не является частью основы и выделяется только у изменяемых частей речи (кроме неопределенных местоимений, возвратных глаголов, сложных числительных). Оно указывает на род, число, падеж, лицо, а также определяет связь слов в синтаксических конструкциях. В некоторых словах встречается нулевое окончание. Например, конь Ø – кон-я, крути-ть – крут-ят, тонк-ий – тонк-ая.
  • Соединительные гласные образуют сложные лексемы (имеют два и более корня). Наиболее распространенные соединит. гласные – -о и -е, но можно встреть -и, -а, -у. Например, звероловство, кашевар, шестиклассник, сорокалетие, сорвиголова, двустволка.
  • Постфикс стоит после окончания. К нему относят возвратный глагольный суффикс -сь/-ся, суффикс повелит. наклонения мн. ч. -те, местоименные -то, -либо, -нибудь, -ка и -таки. Постфиксы относятся к основе слова и прерываются окончанием. Например, жмуриться, выполняйте, так-то, когда-либо, кто-нибудь, покажи-ка, все-таки.
Читать еще:  Автоматический выключатель 500а iek

Важно! Все морфемы, за исключением окончания, составляют основу словоформы. Глагольный суффикс прош. вр. -л- также не входит в нее.

Как сделать морфемный разбор слова

Что такое морфемный разбор? Это разложение словоформы на составные части. Он имеет четкую структуру:

  1. Определить часть речи.
  2. Выделить окончание и основу.
  3. Выделить приставку(и) и суффикс(ы).
  4. Выделить корень.

Изучим примеры:

Произведем морфемный анализ слова ограничиться:

Часть речи – глагол. Оконч. -ть указывает на инфинитивную форму. Неизменяемая часть слова -огранич + -ся. Выделяем словообразоват. прист. о-, возвратный суф. -ся, суф. -и-, указывающий на II спряжение. Корень -гранич от слова «граница».

Разберем слово происхождение (вариант 1):

Это существительное ср. р. 2-го скл., на что указывает оконч. -е. Основа -происхождени-. Выделили словобразов. прист. -про- и -ис- (вариант написания прист. -из- перед глухим согласным) и суффикс -ени-, указывающий на действие или состояние. Кор. -хожд-.

Морфемный разбор слова происхождение (вариант 2):

Основная часть та же – -происхождени-. Выделили словобразов. суф. -ени-. В этом слове есть 2 корня: -проис- и -хожд-.

Морфемный разбор слова скоросшиватель:

Это существительное муж. р., 2-го скл., на что указывает нулевое окончание. Основная часть -скоросшиватель-. Выделяем словообразов. прист. -с-, ударный суф. -ва-, отглагольный суф. -тель-, указывающий на название механизмов/профессий. Это сложная лекисическая единица, имеет два корня -скор- и -ши-, соединенные гласной -о.

Внимание! Для морфемного анализа всегда берется словоформа, использованная в данном тексте, независимо от того, в каком падеже/лице/числе оно стоит.

Как делать словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор слова всегда идет вместе с морфемным. Его целью является выяснение, как образована словоформа.

Словообразовательный разбор ведется по четкому алгоритму:

  1. Слово ставится в начальную форму.
  2. Определяется неизменяемая часть и устанавливается производность.
  3. Для производного подбираются однокоренные слова.
  4. Указывается основа в однокоренных словах.
  5. Указываются словообразовательные морфемы.
  6. Называется способ образования.

Морфемный разбор слов

Сделаем разбор слова сороконожка:

Предложение «Размер тела у сороконожек может составлять до 30 см».

  • Начальная форма – сороконожка (сложное).
  • Основа существительного -сороконожк- –производная.
  • Имеет два корня: -сорок- и -нож-. Однокоренные слова: сорок и ног-а/нож-ка.
  • Соединит. гласная -о-, суффикс -к-.
  • Слияние нескольких основ, суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова объездили:

Обратимся к предложению: «Мы объездили полмира».

  • Начальная форма – объездить.
  • Основа глагола -объезди- – производная.
  • Кор. -езд-. Однокоренные слова: объ-езд, объ-езд-ной.
  • Словообразов. прист. -об-, разделительный Ъ, глагольные суф. -и- и -л-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова наушник:

Предложение: «Наушники перестали работать».

  • Начальная форма – наушник.
  • Основа -наушник- – производная.
  • Корень -уш-. Однокоренные слова: уш-и, ух-о, на-уш-ный.
  • Словообразов. прист. -на-, словообразов. суф. -ник-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный анализ слова заметный:

Возьмем предложение: «В ее глазах отразилась чуть заметная улыбка».

  • Начальная форма – заметный (у прилагательных начальной является форма муж. р., ед. ч., Им. п.).
  • Основа -заметн-.
  • Кор. -замет-. Однокоренные слова: замет-ить, замет-но, замеч-ание.
  • Суффикс прилагательного -н-.
  • Суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова

Морфемный разбор слова

Вывод

Морфемный и словообразовательный разбор слова обязателен для школьной программы. Если вы новичок, то трудности при разборах будут сопровождать вас до тех пор, пока вы не научитесь безошибочно определять морфемы. Трудности в основном касаются выделения суффиксов, их легко можно спутать со схожими морфемами. Практикуйтесь больше, внимательно делайте морфемный и словообразовательный разбор слова, чтобы свести к минимуму количество ошибок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector