Выключатель гидромуфты камаз как проверить
Датчик включения вентилятора КАМАЗ Евро 2,3,4
Если двигатель автомобиля перегреется, то возможен выход агрегата из строя. Конечно, полностью заклинить поршни в цилиндрах могут только при отсутствии охлаждающей жидкости в рубашке, но даже закипание тосола негативно отражается на ресурсе основных деталей дизеля.
Датчик включения вентилятора системы охлаждения КАМАЗ, работает «на опережение» поэтому при достижении опасного уровня повышения температуры, контакты устройства замыкаются, и двигатель автомобиля начинает принудительно охлаждаться. Более подробно об устройстве, принципе работы и возможностях самостоятельной диагностики, будет рассказано в этой статье.
Устройство и принцип работы
Датчик температуры, который включает вентилятор системы охлаждения автомобиля КАМАЗ, состоит из корпуса, в котором находятся электрические контакты. Включение этого элемента происходит в момент, когда температура охлаждающей жидкости достигнет определенного значения.
Принцип работы этой детали основан на разнице в линейном расширении различных металлов. При нагревании биметаллическая пластина, находящаяся внутри корпуса расширяется и приводит к срабатыванию реле.
Для надежного крепления в системе охлаждения на корпусе изделия есть резьба, поэтому правильно установленная деталь способна выдержать значительное давление в системе охлаждения, а также существенные вибрационные нагрузки. Для подключения контактных проводов на корпусе имеются две клеммы.
Схема подключения
Схема подключения датчика включения вентилятора в автомобилях класса евро 4 очень проста: коммутационный элемент последовательно соединяется с электродвигателем вентилятора. Как-либо повлиять на подачу электроэнергии к рабочему элементу водитель не может. Эту особенность следует учитывать при эксплуатации автомобиля. Датчик может включиться в любой момент, в том числе при преодолении водной преграды, что может привести к механическому разрушению крыльчатки вентилятора.
В более поздних моделях, например, в автомобилях КАМАЗ евро 3 и евро 2 вентилятор включается посредством тумблера из кабины. При такой схеме водитель может в любой момент активировать работу системы принудительного охлаждения двигателя, а также отключить ее при необходимости.
Где находится, как проверить и заменить
Заменить эту деталь совсем несложно, но некоторые особенности выполнения такой работы следует обязательно знать до начала выполнения ремонтных операций. Прежде всего, необходимо точно определить местонахождение датчика включения вентилятора, демонтировать его и проверить состояние этой детали.
Находится ДВВ под генератором с правой стороны двигателя. Для демонтажа датчика необходимо использовать удлиненный торцовый ключ, но предварительно следует отключить электрические провода этой детали.
Перед снятием датчика необходимо подставить под двигатель широкую емкость для сбора вытекающей из двигателя охлаждающей жидкости.
Когда датчик будет демонтирован осуществляется его проверка. Для этой цели достаточно использовать мультиметр, который переведен в режим прозвона или измерения сопротивления. При отсутствии нагрева деталь не должна пропускать через себя электрический ток.
Поместив датчик в емкость с кипящей водой и подождав пару минут, его вынимают и сразу осуществляют замеры сопротивления. В нагретом состоянии контакты датчика замыкаются, что отразится на дисплее цифрового измерительного прибора.
При выявлении неисправности на место снятой детали устанавливают новую, подключают контактные провода, заливают охлаждающую жидкость в двигатель до необходимого уровня и проверяют работоспособность этого элемента непосредственно на автомобиле. При нагреве тосола примерно до 85 градусов Цельсия, контакты датчика должны сомкнуться и вентилятор системы охлаждения начнет работать.
Где купить
Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой вариант, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
Переходите по ссылкам и выбирайте:
Видео по теме
Система охлаждения двигателя КамАЗ
Система охлаждения двигателя КамАЗ — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на постоянное применение низкозамерзающих жидкостей.
Основными элементами системы охлаждения являются центробежный насос 8, радиатор, расширительный бачок 20, термостаты, перепускная труба 7, пятилопастный осевой вентилятор 10 с кожухом, жалюзи и гидромуфта привода вентилятора, а также трубопроводы и каналы в блоке и головках цилиндров.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 80-98 °С. Допускается кратковременная работа двигателя при температуре до 105° Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается автоматически термостатами и гидравлической муфтой привода вентилятора.
Нагретая жидкость из головок цилиндров через водяные трубы 4 и 6 поступает в термостатную коробку, откуда в зависимости от положения клапанов термостатов проходит через радиатор или перепускную трубу и поступает в насос 8, из которого направляется в блок цилиндров
Включатель гидромуфты КамАЗ
Включатель гидромуфты золотникового типа, установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.
Включатель состоит из термосилового датчика, являющегося чувствительным элементом включателя, реагирующим на температуру охлаждающей жидкости, корпуса, крышки, золотника, шайбы, возвратной пружины, латунных регулировочных шайб, гайки крепления датчика, пробки, крышки пробки, рычага, фиксатора рычага, пружины фиксатора, уплотнительных колец.
При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, до 85—90 °С шток датчика перемещает золотник 7, который открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло из головной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, трубке 5 (см. рис. 44), каналам в ведущем валу, по отверстиям в ведомом колесе поступает в рабочие полости колес. При этом происходит гидродинамическая передача крутящего момента крыльчатке вентилятора.
При понижении температуры охлаждающей жидкости до 85 °С золотник 7 под действием возвратной пружины 6 закрывает масляный канал в корпусе 4, и подача масла в гидромуфту прекращается. При этом находящееся в гидромуфте масло через два отверстия в кожухе 3 (см. рис. 44) сливается в поддон двигателя, и вентилятор отключается.
Водяной насос КамАЗ
Водяной насос центробежного типа обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.
Валик 10 вращается в подшипниках 5 и 6, установленных в корпусе 1 насоса. Подшипники закрытого типа, поэтому смазывать их в процессе эксплуатации не требуется. На валике установлены шкив 2 и крыльчатка 8, имеющие отверстия для съемника. Для предотвращения попадания охлаждающей жидкости в полость подшипникового узла в корпусе насоса установлен сальник 9. Сальник водяного насоса неразборный, при ремонте заменяется целиком.
Вентилятор осевого типа, пятилопастный, установлен соосно с коленчатым валом двигателя на ведомом валу гидромуфты. Он приводится во вращение гидромуфтой.
Вентилятор вращается в установленном на рамке радиатора кожухе, который уменьшает подсос лопастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению скорости потока воздуха, подаваемого вентилятором.
Водяной радиатор КамАЗ
Водяной радиатор — трубчато-ленточный («змейковый»), трехрядный, с трубками овального сечения, расположен перед двигателем. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, остова и боковых стоек.
Верхний и нижний бачки припаяны к остову, состоящему из расположенных в три ряда трубок. Промежутки между трубками заполнены гофрированной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам. К верхнему и нижнему бачкам припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной они образуют каркас радиатора.
В верхний латунный бачок впаян подводящий патрубок, в нижний — отводящий.
Радиатор крепят на автомобиле в трех точках на резиновых подушках, степень сжатия которых ограничивается распорными втулками.
Гидромуфта вентилятора КамАЗ
Гидромуфта вентилятора предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, а также для гашения инерционных нагрузок, которые возникают при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.
Передняя крышка 1 и корпус 2 соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.
Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 соединены между собой болтами и составляют ведущую часть гидромуфты, которая передает крутящий момент от коленчатого вала через шлицевой валик на шкив 11 привода генератора. Ведущая часть гидромуфты вращается в шарикоподшипниках 7 и 19.
Ведомое колесо 9 в сборе с валом, на котором крепится ступица 15 вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, передающей крутящий момент на вентилятор. Ведомая часть гидромуфты вращается в двух шарикоподшипниках 4 и 13.
Уплотнение гидромуфты осуществляется резиновыми манжетами 17 и 20.
1. Вентилятор может работать в одном из трех режимов:
Автоматический — вентилятор включается автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85—90 °С, кран включения гидромуфты установлен в положение В.
2. Вентилятор отключен — рычаг пробки установлен в положение 0. При этом крыльчатка вентилятора может иметь небольшую частоту вращения.
3. Вентилятор включен постоянно. Рычаг установлен в положение П.
Жалюзи радиатора КамАЗ
Жалюзи радиатора створчатые, управляются из кабины водителя ручкой, расположенной под щитком приборов, справа от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать жалюзи следует при прогревании двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.
Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, просасываемого через решетку радиатора. Они выполнены в виде набора горизонтальных узких пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный поворот их на своих осях. Жалюзи прикреплены к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.
Расширительный бачок КамАЗ
Расширительный бачок КамАЗ 20 расположен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов верхним бачком радиатора, водяной полостью блока и компрессором.
Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха.
В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, обеспечивает в системе охлаждения избыточное давление до 0,65 кгс/см2. Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.
Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,01— 0,13 кгс/см2.
Охлаждающую жидкость заливают в систему охлаждения двигателя через горловину бачка.
Уровень жидкости в расширительном бачке контролируют при помощи специального краника контроля уровня.
Температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируют по стрелочному указателю, установленному на щитке приборов. При возрастании температуры в системе охлаждения выше 101+- 3 °С в указателе загорается контрольная лампа. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя и устранить ее.
Термостаты с твердым наполнителем, прямым ходом клапана предназначены для автоматического регулирования теплового режима двигателя. Они размещены в отдельной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.
При прогревании холодного двигателя патрубок, соединяющий водяные полости блока с радиатором, перекрыт клапанами 12 термостатов, а перепускной канал к водяному насосу открыт клапанами 4. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет — прогревание двигателя. При достижении охлаждающей жидкостью температуры 80 °С активная масса 3 (церезин), заключенная в баллоне 2 термостата, плавится, и объем ее увеличивается. При этом баллон 2 начинает перемещаться вправо, открывая клапан 12 и закрывая клапан 4. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. Полное открытие клапана 12 происходит при температуре охлаждающей жидкости 93 +- 2 °С, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор.
При снижении температуры охлаждающей жидкости объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружины 7 термостата занимают первоначальное положение.
камаз выключатель гидромуфты
KOMMENTARE • 172
Нашол такой флажок старого образца, но нет нечего под крышкой, я так понимаю там стоит шарик и пружинка, можно по подробней рассказать за этот флажок, может можно будет подобрать шарик и пружинку
У меня есть выключатель гидромуфты старого образца, я его себе поставил.
@Андрей Пономарев нет я сразу выбрасываю
Константин, вы его не разбирали? Мне интересно что стоит под крышкой, показано на 14-15минуте на видео
Его включать не удобно центрефуга мешает и ролик натяжителя(
Если он не работает автоматически то он должен работать на постоянной да ,нет ?
@Roma Kaziev это интересно,смотри подачу на него масла,если есть то после него
@камаз мотор привет он не работает на постоянной тоже флажок новый какая причина может быть подскажите пожалуйста
А у меня на автоматическом не включается,а на постоянном работает.это флажок?
аналогично не у тебя одного,сейчас запилю ролик по теме
Термостаты открывают при 70
Работаю только летом термостаты не ставлю вообще
Может флажок пропускать масло в антифриз?
Да. И это очень частая проблема. Термоэлемент в алюмин.выключателе вынимается внутрь корпуса включателя. Там стоИт 2е резин.кольцо — вот оно и пропускает масло в антифриз. Вынимаем, чистим,ставим новое резин. кольцо и в путь. ✊
Холодный двигатель расход топлива?!
@Gold Tube здесь кому что важней
@камаз мотор мы обычно снимаем термостаты чтобы двигатель не грелся
Здравствуйте на моём КАМАЗе гидромуфта работает постоянно вчем причина поменял флажок на новый бестолку
Добрый вечер.Подскажите,что можит быть не включается гидромуфта в автомате температура100°.заменил 5 фложков,заменил датчк и укозатель температуры а принудительно работает,сбрасывает до75°термостаты стоят на 75°.Газы не идут,проверял.мтор евро1
Здраствуйте сегодня снял флажок с одной маленькой дырочки потекла масло а с другой вода до этого у меня в систему охлаждения кинула масло теплообменик перебрал проверил решил флажок проверить и вот такое дело.,щуп проверил уровень масло упал где-то на литр.
Хотел узнать может ли в подон через флажок воду прогнать.
Здраствуйте иза чего флажок кидает масло на систему охлаждения? хотелось об этом узнать.
Смотри комментарий выше
пересыхают прокладки ,под вк и блочком вк
Там ничег не запрессовано, если взять хорошенько зажать, то он откручавается)
В смысле сам элемент. Он закручен просто на гермет резьбовой.
Спасибо большое за то что все напомнили.
Спасибо желаю здоровья всех благ
Спасибо что так идеально объясняете
Ассаляму алейкум у меня на камазе нет циркуляци причину скажите
На графитовую смазку графит
Добрый день я извиняюсь. Подскажите камащ без прицепа греется 98 приблизительно градусов
Радиатор чистый флажок новый оригинал.помпа нормальная а гидромуфта не включается.
Термостатов нету ездю на воде.
На принудительном не греется
Здравствуйте. Скажите гидромуфта работает на постоянку, заменил 3 фложка проблема не уходит.
Понял спасибо. Двигатель весь собран в прошлом году из новых запчастей. Только муфта старая осталась и навесное. Поддон открутить и воздухом дунуть в отверстие муфты я так понимаю? Сейчас видео посмотрю. Спасибо вам огромное и долгих лет жизни.
@весокостный год слив гидромуфты очистить,отверстие при снятом поддоне,видео гидромуфта
Так что делать то подскажите молодому?!
@весокостный год да он вращается по инерции
Да работает постоянно. Камаз не нагревается вообще. Езжу с закрытым радиатором. Я так понимаю когда гидромуфта на автомате то вентилятор крутится самопроизвольно до момента нагрева 80. У меня же с самого начала маслает по полной.
Доброго времени суток, братцы подскажите камаз греется летом в жару не грелся сейчас постоянно 95 пару раз кинул в расширытель почистил радиатор выстовил зажигание на автомат ставлю гидромуфта работает почему греется камаз уже незнаю куда лезть газы не кидант
Может всё таки это ВКЛючатель гидромуфты??
Так детально все обьясняет
Сегодня два три раза выбивала тосол с бочка, домой доехал кое как, потом смотрю жалюжи закрыто на половину. Когда давишь на педаль то вентилятор должен гудеть как например у газеля. Там особо ничего не слышно. Как думаете я перегрел мотор и ему уже хана?
Два раза этот латуневый наконечник вылетал из опресовки антифриз весь в поддоне первый под гильзой нашел коренные влкладыши в говно запчасти полный шлак
Дядька здравствуйте. термостат в флажке и в блоке термостатов должны быть одинаковы по градусам?
Дырасти умененя масла попадает на раширетелный бочок проверил кампресор и вкулючател от гидро муфты праклатки селыйе чо может быт
Здраствите дядя если термастат нету на камазе вот этот флажок он будет работат
Спасибо, очень хорошее видео
Куда пропал Олег
КамАЗ 43118 ехали не доехали на пожар рванул верхний патрубок от радиатора после замены проехали 25 км 40-50 кмч в итоге не вкл гидромуфта все в парах антифриэа
Скажите пожалуйста на принудилавки, удержу ли рукой верёвку, и какой толщиной должна быть верёвка чтобы её порвало.
Почему раньше включается гидромуфта?
Может твой датчик глючит ,иливк такой
Через термодатчик можэт тосол попасть в подон
Я сроду не знал и даже не слышал что старые выключатели так разбираются,хотя у меня стояли такие и сейчас лежит один старый,на днях брал новый оригинал отдал 1000 руб,удачи и здоровья вам.
Добрый день подскажите пожалуйста,поменял корпус вкл, гидромуфты,сам включатель а масло всеровно в антефризе двигун камаз740
Бачек мыл,ездил на воде,слил и залил антифриз,грешу на компрессор,на влагоделитель подвязал стакан в нем масло и вод.смесь на 500км.гдето .может ли он?
Бачок помыл хорошо?
Где есть масло —герметику там нехуй искать.
Доброго времени суток.а откуда антифриз во второй коренной шейке.может из за фложка?
@камаз мотор благодарю завтра будем смотреть
@Sergei Arhipov походу да,если снять фильтра,то должно капать из отверстий
Двигатель с теплообмеником может в нём причина?
Вторая началомагистрали после фильтров
А можно ли понизить темп. открывания? На новых образцах таковых прокладок ничего нету.
камаз мотор Я купил в магазине на 76’ , без разницы. И на 85 и на 76 доходят до 90 и лишь потом включаются. Сделано в России, а не в СССР. Сплошной сирец.
Нет,нужно искать вк с пониженой температурой,я думаю,раньше были,сейчас не знаю
Что то вы дядя нас наебываете.во первых даже если флажек включится раньше.при наличии термостатов двигатель нагреется до рабочей температуры.во вторых перемещая резьбовую втулку температура включения не изменится.так как регулировка производится изменением длинны штока который вы показали на старом регуляторе.на старом шток можно подать убирая шайбы на новом увы нельзя.
Смысл ты уловил,нехер там ремонтировать,если шток выделуется все в утиль,ты прав в своих суждениях
90 градусов для старичка это дохрена на евро где теплообменник другое дело .
Греется камаз что делать, поставил новые 70 термостат, замена флажка, 4х рядный радиатор, и все равно греется, если есть возможность подскажите или напишите телефон для связи с вами
Здравствуйте у меня такая же проблема радиатор 4 х ряд новый медник разобрал 2 ряда залитые олобом
Зажигание двигал и раньше и позже не помогает двигатель евро один
Назад зажигание на сколько, и это будет чуть раньше или позднее
У меня такая же болячька и радиатор новый купил 4рядный как подъем температура подымается
Радиатор почищеный,циркуляция в бачке есть,воду не выбивает,осталось крутануть назад зажигание,но вот еще что,термостаты на 70это не значит что будет 70это все равно за 80 и срабатывание флажка дальше
Привет друг , один вопрос ! Я под масленного фильтра поставил по две пружинки что бы чуть туже было , это к беде не приведет зимой , спасибо .
камаз мотор спасибо , уплотнители я менял , значит следущей замены Масло сниму пружину
это лишнее,они и так свободно не становятся,главное уплотнители
Где блин стоит этот флажок? Как переключить на О?? Работаем на севере. Холод уже пришёл, пора на жару переключаться
Гидромуфта КАМАЗ: надежный привод вентилятора
КамазРемСервис
Для замены гидромуфты привода вентилятора
кабину наклоняют во второе фиксированное положение, ослабляют гайку болта 1 (см. рис. 2.6) крепления генератора и снимают ремень привода жидкостного насоса. Затем снимают масляный картер двигателя, как указано выше, жидкостной и масляный радиаторы в сборе.
Отвернув болты крепления, снимают фильтр центробежной очистки масла. Отвернув болты крепления передних кронштейнов 2 (см. рис. 2.12) крепления силового агрегата, вынимают их вместе с шайбами и ослабляют гайки болтов крепления башмаков 13 задней опоры силового агрегата к кронштейнам 15. Приподняв переднюю часть двигателя краном за передний рым-болт, подкладывают под двигатель деревянные бруски.
Рис. 4.5. Крышка передняя блока цилиндров в сборе: 1 — крышка передняя блока цилиндров; 2. 10. 11 — болты; 3.9 — шайбы волнистые; 4 — шпилька; 5.6 — пробки; 7 — прокладка передней крышки; 8 — шайба плоская
Отвернув болты 2, 10, 11 (рис. 4.5) с шайбами 3, 8, 9 крепления передней крышки 1 к блоку цилиндров, снимают переднюю крышку в сборе с гидромуфтой и прокладку 7.
Перед установкой прокладку 7 смазывают пастой «Герметик». Установив прокладку и переднюю крышку 1 в сборе с гидромуфтой, -завертывают болты 2, 10, 11с шайбами 3, 8, 9. Приподняв переднюю часть двигателя краном, убирают деревянные бруски и опускают двигатель на подушки 18 (см. рис. 2.12) передних опор. Болты с шайбами крепления кронштейнов передних опор и гайки болтов крепления башмаков 13 задней опоры силового агрегата к кронштейнам 15 затягивают с моментом 55. 60 Н*м (5,5. 6,0 кгс*м).
Затем устанавливают фильтр центробежной очистки масла и завертывают болты его крепления, устанавливают жидкостной и масляный радиаторы в сборе, и масляный картер двигателя. На шкивы генератора 3 (см. рис.2.6), жидкостного насоса и гидромуфты привода вентилятора надевают приводные ремни и регулируют их натяжение. В картер двигателя заливают масло, и проверяют герметичность смазочной системы.
Для замены расширительного бачка
кабину наклоняют в первое фиксированное положение и сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения и отопления.
Рис. 4.6. Бачок расширительный системы охлаждения: 1 — хомут в сборе; 2, 18, 22, 33 — прокладки; 3, 16, 21 — хомуты; 4 — труба перепускная; 5, 15, 23 — рукава; 6 — бачок расширительный в сборе; 7 — крышка расширительного бачка; 8, 30 — болты; 9, 20, 32 — шайбы пружинные; 10 — скоба верхняя а сборе; 11 — угольник с трубкой в сборе; 12 — трубка соединительная от компрессора к расширительному бачку; 13 — штуцер соединительной трубки; 14 — трубка соединительная в сборе; 17 — кронштейн бачка в сборе; 19, 26, 28 — гайки; 24 — винт; 25 — трубка воадухоотводящая в сборе; 27, 31 — шайбы плоские; 29 — кран сливной в сборе; 34 — патрубок; 35 — пробка
Отвернув штуцер 13 (рис 4.6) соединительной трубки 14 от компрессора к расширительному бачку, отсоединяют трубку 12 от угольника 11. Затем отсоединяют рукав 23 от воздухоотводящей трубки 25, рукав 5 от перепускной трубы 4 и, отвернув гайку 19 с шайбой 20, снимают хомут 21 с прокладкой 22 со шпильки.
На автомобилях ранних годов выпуска при наличии перепускной трубки 14 (см. рис. 2.1) от двигателя к расширительному бачку отвертывают накидную гайку и отсоединяют перепускную трубку от штуцера левой водосборной трубы 19. Отвернув гайки 28 (см. рис. 4.6) болтов 8 крепления верхней скобы 10 расширительного бачка, снимают болты 8 с шайбами 9, верхнюю скобу и расширительный бачок 6 в сборе с трубками. Отвернув гайки 26 с шайбами 9, снимают кронштейн 17 крепления расширительного бачка и прокладку 18 со шпилек.
При установке расширительного бачка указанные работы выполняют в обратной последовательности, после чего в систему охлаждения и отопления заливают охлаждающую жидкость, и опускают кабину автомобиля.
Гидромуфта привода вентилятора (рис. 58) передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору.
Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта. Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты камаз, которая вращается в шариковых подшипниках 8, 19. Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4, 13. Гидромуфта КамАЗ уплотнена резиновыми манжетами 17, 20.
На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. На ведущем колесе тридцать три лопатки, на ведомом — тридцать две. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.
Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части гидромуфты зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.
Рис. 58. Гидромуфта привода вентилятора: 1 — крышка передняя; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 8, 13, 19 — подшипники шариковые; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — вал ведущий; 7 — вал привода гидромуфты; 9 — колесо ведомое; 10 — колесо ведущее; 11 — шкив: 12 — вал шкива; 14 — втулка упорная; 15 — ступица вентилятора; 16 — вал ведомый; 17, 20 — манжета с пружинами; 18 — прокладка; 21 — маслоотражатель
Масло поступает через включатель (рис. 59), который управляет работой гидромуфты привода вентилятора. Он установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.
Рис. 59. Включатель гидромуфты: 1 — рычаг пробки; 2 — крышка; 3, 8 — шарики; 4 — пробка; 5 — корпус включателя; 6 — клапан термосиловой (корпус); 7-датчик термосиловой; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — пружина
Включатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов: — автоматический — рычаг установлен в положение А (рис. 60).
При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик 8 (см. рис. 59).
При температуре жидкости 86…90°С шарик 8 открывает масляный канал. Масло из главной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5 (см. рис. 58), каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 86 °С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал и подача масла в гидромуфту прекращается; при этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя и вентилятор отключается.
- вентилятор отключен — рычаг установлен в положение О (см. рис. 60), масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой, увлекаясь трением в подшипниках и уплотнениях гидромуфты и набегающим на вентилятор потоком воздуха при движении автомобиля.
- вентилятор включен постоянно — рычаг установлен в положение II; при этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температурного режима двигателя, вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала.
Рис. 60. Положения выключателя гидромуфты привода вентилятора: I — подача масла из системы смазывания двигателя; II — в гидромуфту
Основной режим работы гидромуфты камаз — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в постоянный режим (установите рычаг включателя в положение II) и при первой возможности устраните неисправность.
При форсировании глубоких бродов рычаг включателя гидромуфты установите в положение О.
Устройство и ремонт гидромуфты привода вентилятора КАМАЗ, руководство
Гидравлическая муфта привода вентилятора с передней крышкой блока цилиндров на КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.27): 1 — гайка крепления термосилового датчика; 2 — термосиловой датчик в сборе; 3 — шайба регулировочная; 4 — корпус включателя в сборе; 5 — золотник включателя гидромуфты; 6 — шайба возвратной пружины; 7 — пружина возвратная; 8 — уплотнительное кольцо корпуса включателя; 9 — крышка корпуса включателя; 10 — крышка пробки крана; — фиксатор рычага пробки крана; 12 — пружина фиксатора; 13 — рычаг пробки крана; 14, 29, 50 — шайбы пружинные; 15 — болт крепления крышки; 16 — штифт крепления рычага; 17 — кольцо уплотнительное пробки крана; 18 — пробка крана включателя; 19 — крышка блока цилиндров передняя в сборе; 20 — колесо ведущее гидромуфты; 21 — гайка; 22, 39, 54 — шайбы стопорные; 23 — колесо ведомое гидромуфты; 24 — болт крепления ведущего колеса к кожуху; 25 — вал ведущий гидромуфты с кожухом в сборе; 26 корпус подшипника гидромуфты; 27 — трубка корпуса подшипника; 28 — указатель установки угла опережения впрыска топлива; 30 — винт крепления корпуса подшипника; 31. 32 — кольца подшипника; 33 — шарикоподшипник ведущего вала; 34 — кольцо уплотнительное ведущего вала; 35 — шайба ограничительная вала привода; 36 — кольцо стопорное ограничительной шайбы; 37 —- шарикоподшипник задний ведомого вала; 38 — шайба плоская болта крепления ведомого колеса; 40 — болт крепления ведомого вала; 41 — вал ведомого колеса гидромуфты; 42 — шарикоподшипник вала привода генератора; 43 — вал шкива привода генератора; 44 — кольцо пружинное упорное; 45 — манжета вала шкива привода генератора; 46 — шарикоподшипник передний ведомого вала; 47 — прокладка шкива генератора; 48 — шкив привода генератора; 49 — манжета ведомого вала с пружиной; 51 — болт крепления шкива; 52 — втулка манжеты; 53 — ступица крыльчатки вентилятора; 55 — гайка низкая крепления ступицы
С помощью съемника спрессовывают ступицу с вала 41 гидромуфты. Отвернув и сняв болты 51 с шайбами 50 крепления шкива 48 привода генератора, снимают шкив в сборе с манжетой 49, прокладку 47 и втулку 52 манжеты с вала гидромуфты. Сняв внутреннее пружинное кольцо 31 крепления подшипника, отвернув и сняв винты 30 с шайбами 29 крепления корпуса подшипника, снимают указатель 28 установки угла опережения впрыска топлива и корпус 26 подшипника в сборе с подшипником 33 ведущего вала. Гидромуфту привода вентилятора в сборе извлекают из передней крышки блока цилиндров. Разогнув усы стопорных шайб, откручивают болты крепления ведущего вала 25 с кожухом в сборе к ведущему колесу 20 и снимают болты с гайками и шайбами и ведущий вал с кожухом в сборе. С вала шкива привода снимают ведомое колесо 23 в сборе с ведомым валом 41. Отвернув и сняв болты 40 с шайбами 39 и 38 крепления ведомого колеса к ведомому валу, спрессовывают с помощью оправки колесо с вала. С заднего конца вала с помощью съемника спрессовывают подшипник 37. Отвернув и сняв болты с шайбами крепления ведущего колеса 20 к валу 43 шкива привода генератора, нагревают ведущее колесо в сборе с валом и подшипником 42 в масляной ванне до температуры 100°С и снимают с вала ведущее колесо и маслоотражатель. С помощью съемника с вала 43 спрессовывают подшипники 42 и 46. Из внутренней канавки вала извлекают упорное кольцо 44. С ведущего вала гидромуфты снимают наружное пружинное кольцо 32 крепления подшипника 33 и уплотнительные кольца 34 (на автомобилях последних выпусков уплотнительные кольца аннулированы). С помощью съемника выпрессовывают подшипник 33 ведущего вала из гнезда корпуса 26 подшипника. Из гнезда шкива 48 привода генератора выпрессовывают манжету 49. При ослаблении крепления шпилек в резьбовых соединениях передней крышки блока цилиндров шпильки выкручивают. На автомобилях ранних годов выпуска снимают стопорное кольцо 36 и ограничительную шайбу 35, выпрессовывают манжету 45 из гнезда передней крышки блока цилиндров. Детали гидромуфты промывают и дефектуют. Вал ведомый гидромуфты бракуют при наличии обломов или трещин, износе шейки под передний подшипник до диаметра менее 24,98 мм и износе шейки под задний подшипник до диаметра менее 19,99 мм. Износ шлицев определяют измерением бокового зазора в сопряжении с новой деталью. При боковом зазоре более 0,25 мм вал бракуют. Вал ведущий гидромуфты бракуют при наличии обломов или трещин, износе отверстия под подшипник до диаметра более 47,05 мм и износе шейки под подшипник до диаметра менее 19,99 мм. Износ шлицев определяют измерением бокового зазора в сопряжении с новой деталью. При боковом зазоре более 0,25 мм вал бракуют. Ослабление крепления кожуха определяют легкими ударами медного молотка. При наличии этого дефекта следует осадить или заменить заклепки. Колесо ведущее гидромуфты бракуют при наличии обломов или трещин, а также при износе отверстия под вал шкива привода генератора до диаметра более 70,06 мм. Корпус подшипника гидромуфты бракуют при наличии обломов или трещин, а также при износе гнезда под подшипник до диаметра более 72,02 мм (дет. 740.1318075) или 110,05 мм (дет. 740.1318075-10).
Устройство и принцип работы гидромуфты
Внутри гидромуфты очень близко друг к другу соосно размещены два вращающихся колеса с лопастями. Одно соединено с ведущим валом (насосное), а второе с ведомым (турбинное). Все пространство вокруг них в гидромуфте заполнено рабочей жидкостью (масло).
Принцип работы гидромуфты очень прост. Её ведущий вал вращается двигателем. Вместе с валом в корпусе гидромуфты циркулирует и масло. За счет своей вязкости оно постепенно все больше и больше вовлекает за собой в это вращение ведомый вал. Таким образом, крутящий момент от двигателя плавно нарастая постепенно через жидкость передается на ведомый вал.
Как снять гидромуфту на камазе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1.11.
РЕМОНТ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МУФТЫ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740